кто мы такие / «день историка» с полным его разоблачением

В. П. Богданов

- А-а! Вы историк? — с большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.
- Я — историк, — подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: — Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Как известно, Воланд не только предугадывал будущее, но запросто наведывался в прошлое. Да и сам он был не прочь попасть в «историю», устраивая сеансы черной магии с последующим их разоблачением. Говорят, настоящие историки далеки от всего этого. Так ли это? Представьте себе, современные зрители могут оказаться на представлении, ничем не уступающем тому, что происходило в театре «Варьете» в 20-х годах. Итак, сегодняшнее варьете — это сцена конференц-зала 1-го Гуманитарного корпуса МГУ, а сеанс магии — праздник под названием «День историка»…

С давних времен на истфаке проводится много разных праздников,- повествует нам скупой язык статистики. Работал в свое время свой театр «Ритм веков»… Устраивается «День бересты» (в честь находки первой берестяной грамоты), праздник «Открытие раскопа», «Закрытие раскопа», «300-летие граненного стакана» и т. д. Много лет существовало посвящение в историки: «День первокурсника», «День Геродота» (по имени первого историка). Однако в 80–90-е годы общефакультетские мероприятия канули в лету, остались лишь кафедральные: «День рождения Рима», «Новый год». Долго так продолжаться не могло… С конца 90-х в воздухе витала идея о необходимости общего праздника, который объединил бы всех истфаковцев. Все случилось в 1999 году, когда силами 49 человек всех пяти курсов впервые было проведено загадочное мероприятие, дошедшее до наших дней под названием «День историка». С тех пор раз в год историки собираются вместе, и начинается представление, где студент и профессор в равной степени обладают шансом быть представленными на сцене.

Однажды, как сообщают фольклорные источники, за день до спектакля к одному из самодеятельных актеров подошел профессор и спросил: «А я там буду?» На что студент ответил: «Если придете, будете». «Нет, — продолжал профессор, — если я буду, то приду, а так мне там делать нечего». Образы декана, зам.декана, некоторых профессоров на сцене свидетельствуют о любви студентов к прототипам. Так, однажды декан (в номинации «Декан-2000») был награжден его собственной книгой с автографами участников спектакля. Перед этим хор «цыган» с рюмкой исполнил величальную: «Выпьем за декана, декана дорогого…».

Достойное место в «Дне историка» занимают многочисленные случаи во время сессии. Например, такой: первокурсница, не получившая зачета по истории искусства, выходит из аудитории со словами: «Я же не знала, что „Дискобола“ не Гомер нарисовал!» (Гомер — автор «Илиады» и «Одиссеи» — не имеет никакого отношения к знаменитой статуе древнегреческого скульптора Мирона, к тому же, он плохо видел).

Итак, как шутят на истфаке? Каждый год, в декабре на сцену конференц-зала 1-го Гуманитарного корпуса садится десант историков в натуральную величину. Придумывается сценарий, пишутся стихи, песни. Песня, написанная на мотив «Синей птицы» группы «Машина времени» для первого «Дня Историка», стала своего рода гимном всего праздника. Там были такие строки:

Мы такие читали книги,
Что не очень-то и прочтешь,
Мы такие сдавали вещи,
Что не очень-то и поймешь.
Мы теории выдвигали,
Знали многое наперед,
А студент, если он историк,
То он повод всегда найдет.

До наших дней дошло описание сюжета первого «Дня историка». Некий абитуриент желает поступить на истфак МГУ. Свою мысль он высказывает перед памятником Ломоносову, и… тот сходит со своего пьедестала. Поинтересовавшись, желает ли абитуриент поступить на «наш истфак» или на «их westфак», он вызывается стать Вергилием для юного Данте и провести его по пяти курсам факультета. Далее перед абитуриентом прошли «чудища хоботистые» (аналог мамонтов древнерусских сказок), уже упомянутый Дискобол, Школа юного инквизитора, в которой почему-то многие узнали сцены сдачи экзамена… В следующем году студенты выступили в защиту своей науки. Когда говорят, что никакой античности и никакого средневековья не было, а война за независимость в США — попытка России и Америки усмирить Пугачевское восстание, -это уж слишком. Постановка называлась «Сны одного академика». В образе «пациента маленькой психиатрической больницы» был представлен известный геометр, создатель «Новой Хронологии». Главная песня спектакля звучала так:

Наш великий Юлий Цезарь,
Как известно, был не трус,
С Тамерланом, с Чемберленом
Он решил пойти на Русь.
Привели на поле битвы
Математиков-солдат
Сулейман-второй и Гитлер,
С ними норманнов отряд.

Припев:
И слева наша рать,
и справа наша рать;
С Хронологиею Новой
можно много написать!

В третьем «Дне историка» перед Зрителями прошли сцены из будущего: сдача экзамена по космическому моделированию, фрагменты фильма «Дипломное чтиво» режиссера Квинтеллы Тарантеллы и жизнь в Зазеркалье, где была показана студенческая жизнь, но только наоборот. К примеру, профессор, не имея зачета по собственному предмету, не мог принять экзамен у студента, да и курсовую его он не успевал прочитать: «Две страницы осталось, в метро дочитывал». К следующему разу обещал подготовиться. В студенческой столовой подавали икру: «Видеть ее, проклятую, не могу…» — говорил студент. Ну а самой ходовой стала фраза: «Ты чего такой худой? Как будто не на стипендию живешь!»

Так выглядел «День историка» в первые три года своего существования. Историческая достоверность описанных событий не вызывает никаких сомнений. Тем более что совсем недавно был найден очень важный документ: «Подведение некоторых итогов „Дня историка“ и советы „ветерана“». Вот он, практически в полном объеме:
«…Многие думают, что наши шутки будут понятны только студентами истфака. Это далеко не так. Видимо, дело не только в остроумном сюжете, но и в яркости исполнения, темпераменте артистов. Конечно, артист должен уметь и танцевать, и петь, не говоря уже о драматическом мастерстве. Но таковых, понятное дело, всегда не хватает. Как правило, люди умеют что-то одно. Кроме того, работа над образом у большинства исполнителей-студентов сводится к добыванию костюма, и только в самом конце начинает продумываться роль

…Если в первый „День историка“ тема и идея представления были найдены в первом же обсуждении, то рождение концепций второго и третьего спектаклей проходило в весьма напряженной обстановке. Это объясняется тем, что участники, осмелев, стали высказывать свои глобальные замыслы, поскольку в студенчестве все равны, то каждый мнит себя великим Станиславским. Как показали прошедшие представления, успех зависит не только от сценария и концепции, но и от исполнения. Чем больше времени тратится на создание концепции, тем меньше его остается на репетиции. Никакая концепция не мешает свободе творчества. В конце концов, „День историка“ — это соавторство и сотрудничество студентов, а вовсе не диктат с чьей-либо стороны». Вот такие дела творятся на истфаке. На смену «старожилам» приходят те, кто из зрительного зала наблюдал первый «День историка». Что будет дальше, пока неизвестно, но, в любом случае, будет весело! А вообще приходите на истфак, там вам и не такое расскажут. Недаром в одной из песен третьего «Дня историка» пелось:

Ведь ты историк —
Тебе есть что сказать!

 

:: В двух словах

Опубликовано в:

ПРАЗДНИК. — 2002. — №5 (Май, Весна). С.16–17.