или Как готовиться к экзаменам, не вставая с дивана
По многолетним наблюдениям и личному опыту, мы, студенты-историки, в том, что касается учебного процесса в течение семестра, народ ленивый и малоподвижный (хотя есть и исключения но они лишь подтверждают правила). И, в большинстве своем, стремящийся свести все движения своего тела к минимуму видимо, в угоду движениям мысли. Ну представьте, зимой, в мороз или летом, в лучах солнышка, нужно подняться утром и усилием воли принести себя в читальный зал дабы вкусить гранита науки! Да еще и мама на выходе из дома «библиотечной крысой» обзовет! Ну куда это годится?
По иронии судьбы, в сессию или в «горячий» период сдачи курсовых и докладов, мы оказываемся еще и катастрофически многочисленны. Или это так малочисленны места и книжки в библиотеках? Как бы там ни было, но в самый ответственный момент часто обнаруживается, что в Историчку стоит многочасовая очередь, а вожделенные книги в Зале по искусству в Иностранке меньше чем за 24 часа до экзамена находятся в десятке таких цепких рук, что подобраться к ним и посмотреть хотя бы одним глазком нет никакой возможности.
А еще, в нашей замечательной стране существует невероятное количество праздничных дней. Безусловно, нам очень нравится копать в мае грядки и отмечать Рождество на даче, но очень часто оказывается, что бедному студенту не до петрушки и ёлок со снеговиками. Нужно судорожно готовиться к экзаменам или дописывать курсовик, а все библиотекари наслаждаются общением с живой природой, и, как следствие, читальные залы закрыты.
Да и вообще, куда приятнее готовиться к экзаменам на любимом диване или на кухне у однокурсницы, где можно безнаказанно пить чай над книжками, не сводя при этом к нулю скудный стипендиальный бюджет, жевать так необходимые натруженному мозгу шоколадки, шурша всласть фольгой и не рискуя быть изгнанным из храма науки месяца на два; обедать, когда захочется, без очереди и отрываться от книжек на короткий и тревожный сон глубоко за полночь, а не тогда, когда закроется библиотека.
Кроме того, в студенческие годы, помимо непосредственно учебы, существует столько косвенно связанных с ней важных и неотложных дел нужно гулять, дружить, петь песни, спорить, пьянствовать, влюбляться. А книжек, особенно на первом курсе, нужно прочесть невероятно много. Поскольку в сутках, как это ни прискорбно, всего 24 часа и времени на все катастрофически не хватает, рекомендуется для чтения использовать все «нерационально расходуемое время» в метро, за едой, на скучной паре, а для этого нужно, чтобы книжка жила в твоей сумочке или рюкзаке, а не в читальном зале.
Тут-то нам на помощь и приходит такое чудесное изобретение человечества, как АБОНЕМЕНТ.
Безусловно, нет ничего лучше, чем «абонемент» домашней библиотеки у тебя, твоих друзей, а также друзей родителей, бабушек, дедушек и прочих неравнодушных к тебе людей. Начинать надо именно с этого а вдруг под многолетней пылью в бабушкином комоде случайно обнаружится подаренный когда-то прадеду альбомчик Рембрандта? Очень ценная бывает находка для уже было отчаявшегося в последнюю ночь перед экзаменом возродить в памяти сокровища Эрмитажной коллекции студента-искусствоведа.
Также советую не пренебрегать районными библиотеками прямо в моем доме был чудный читальный зал, в котором мне за красивые глаза выдавали на руки хранящиеся там альбомы из милой сердцу искусствоведа серии «Памятники мирового искусства», даже подчас не взимая скромную плату за пользование «Абонементом выходного дня».
Такой же «Абонемент выходного дня» имеется и в «Стекляшке» книги из читального зала дают домой на ночь, на праздники и выходные. Особенно актуально это бывает в загадочные нерабочие Дни Независимости, выпадающие как раз в самый разгар сессионной страды. Минусы: нужно оставлять н-ную сумму денег в залог (100 руб. за каждое издание) которую возвращают и платить за пользование этой услугой (30 р. за издание) чего, разумеется, не возвращают. Однако, бывают случаи, когда книжка просто необходима дома у компьютера, и здесь один «экономический» совет: плата в данном случае взимается не по дням, а по «периодам» до следующего рабочего дня, поэтому за те же деньги можно взять книжку на одну ночь на неделе, или на целые выходные.
С абонементами Художественной и научной литературы (№ 18) и особенно Учебной литературы (№ 31) вы без труда познакомитесь сами. Сразу обратите внимание: там выдают не только «обязательный набор», но и книжки по индивидуальным требованиям. Посему, копаясь в каталоге в процессе последующей подготовки к семинарам, коллоквиумам, экзаменам и докладам, обязательно обращайте внимание на «секретные коды» на полях карточек, значение которых, если забудете, всегда несложно раскрыть, оглядевшись вокруг и обратив внимание на соответствующие указатели. Помимо собственно шифра книги, который обязательно надо указывать в требовании и по которому библиотекарь подбирает вам книжки, там также можно встретить «10», «18» и «31» в любой комбинации. «10» только в читальном зале, «18» в абонементе художественной и научной литературы, «31» в абонементе учебной литературы, а может быть и во всех трех местах по нескольку экземпляров. Очень рекомендую озаботиться обретением книжек заранее, т.к. количество их ограничено пусть себе лежат дома на полочке, книжки из «восемнадцатого» можно держать у себя до 2-х месяцев, а иногда продлевать еще на два; книжки из «тридцать первого» вообще до конца учебного года.
Несомненное подспорье для искусствоведов (историков, как бы озабочены высокохудожественными проблемами они ни были, туда не записывают) абонемент Российской государственной библиотеки по искусству. Находится вне основного здания, на улице Петровские линии, д. 1. Иметь при себе паспорт с московской пропиской или регистрацией и студенческий, подтверждающий принадлежность к касте искусствоведов. «Охоту» тоже лучше начинать как можно раньше этой библиотекой пользуются студенты многих художественных ВУЗов, нужные книжки подолгу на полках не задерживаются. Выдают по 5 книг на 45 дней бесплатно, за просрочку пени по дням (если просрочка меньше недели, обычно прощают, но рассчитывать на это все же не следует).
Следующий пункт абонемент Научной библиотеки МГУ на Моховой. Существенный минус записывают только с 3-го курса, поэтому более молодым приходится надеяться на помощь старших товарищей. Если что-то катастрофически нужно всегда можно уговорить кого-то взять книжку на себя, поэтому не забывайте дружить со старшекурсниками из них можно извлечь много практической пользы! И, разумеется, не подводите друзей не теряйте, не рвите бесценные фолианты, не варите их в пельменях и возвращайте хотя бы чуточку раньше срока, дабы ваш занятой благодетель сам успел выбраться и сдать книжку в срок.
Абонемент Всероссийской библиотеки иностранной литературы. Запись начиная с 5-го курса, плата за пользование 600 руб. в год. У этой системы есть существенный плюс поскольку библиотека не сугубо МГУшная, туда записывают всех начиная с 5-го курса, а уж имеющих высшее образование тем более, поэтому всегда можно попросить записаться маму, бабушку, старших братьев, сестер, теть, дядь и пр. родственников и брать книги на их имя. Не выдают: подсобный фонд читальных залов, большой формат; выдают все остальное, включая периодику. Существенный плюс, особенно для искусствоведов: вредный зал по искусству, выносить выданную в котором литературу (а все книги, имеющие отношение к искусству, выдают именно там) категорически запрещено, часто не ксерокопирует материалы (скажем, книжки после переплета, подшивки журналов и т.п.), зато предлагает сканировать по 50 руб./картинка, а в этом абонементе можно заполучить вожделенные материалы и ксерить/сканировать их в свое удовольствие дома или в любом другом доступном месте по более приемлемой цене.
В этой же библиотеке Иностранке есть Французский и Американский культурный центры (есть еще Японский, но лично я к его помощи, честно говоря, никогда не прибегала, посему информацией не владею), которые имеют очень гибкую систему выдачи литературы на дом. Запись отдельно от основной библиотеки, Французский центр берет за пользование 100 руб. в год и выдает на дом книжки, журналы (кроме последних поступивших номеров) и видеоматериалы, Американский центр бесплатно, но домой дает только книжки. .
Еще есть Испанский культурный центр Институт Сервантеса (Новинский бульвар, д. 20 А) и Немецкий культурный центр Гёте Институт (Ленинский пр. 95а). Тех, кто не ходит в Институт Сервантеса на курсы испанского, записывают за 220 руб. в год, дают домой книжки (кроме большого формата), видео- и аудиоматериалы. Есть даже сравнительно быстрая система межбиблиотечного обмена с библиотеками в Испании, хотя находят и заполучают далеко не все заказанное, за плату (книга в период моего диплома весной 2003 обходилась в 200 руб.). Присланными книгами оригиналами разрешают пользоваться в читальном зале (при этом ксерокопируют и сканируют без проблем за довольно скромную плату), распечатки полученных по электронной почте отсканированных статей отдают страждущему навсегда. Пользование абонементом в Гёте Институте стоит 100 руб. в год, периодические издания на дом не выдаются.
Вообще, в очень многих московских научных библиотеках существует абонемент, но пробиться туда первокурснику все сложнее и сложнее. Скажем, в Историчке абонементом пользуются люди никак не «младше» кандидата наук. Однако, при умелом использовании «стратегических ресурсов» в лице старших родственников, коллег или друзей, если очень нужно, добраться можно и до этих сокровищниц. Впрочем, это уже совсем исключительные случаи как правило, студенту на протяжении всей его университетской учебы бывает вполне достаточно описанных мной выше «абонементских» услуг вся основная учебно-научная литература там доступна, а со всякими библиографическим редкостями очень даже неплохо работается в читалке. Ведь ничто не заменит такого плодотворного студенческого отдыха, как общение с себе подобными тружениками в библиотечном зале, коридоре, буфете или курилке.