|
Проекты / Брошюра / Искусствоведческая практика
|
Как и всем студентам дневного отделения исторического факультета, студентам, точнее в большинстве своем студенткам-искусствоведам, после окончания первого года обучения предстоит пройти учебную практику. Если очень хочется поучаствовать в археологических раскопках пожалуйста, для искусствоведов нет ничего невозможного! В результате недолгой беседы с начальником одной из экспедиций, организуемых кафедрой археологии, после первого курса вы вполне можете отправиться на практику со студентами-историками. Вы сможете копать, перебирать землю в поисках древних сокровищ, вам даже могут доверить «чистую» работу зарисовку особо ценных находок в специальную толстую тетрадку, НО, это ни в коей мере не станет заменой обязательной искусствоведческой практики в конце лета. Если по каким бы то ни было причинам (болезни, затянувшихся каникул, собственной лени или в силу каких-то других обстоятельств) вам не удастся поехать на «свою» практику, то в начале нового учебного года придется сдавать зачет . В итоге, все равно, только во втором случае придется ознакомиться с положенным набором памятников по толстым книжкам с картинками (скорее всего, черно-белыми).
Раньше искусствоведческая практика проходила каждое лето и подразумевала не только более подробное знакомство с Новгородом, Псковом и Санкт-Петербургом, но так же поездки по усадьбам Подмосковья и городам Союзных Республик. СССР больше не существует, в усадьбы можно ездить самим или с организованными кафедрой Отечественного искусства группами в течении года, а вот посещения Новгорода и Пскова после первого курса и Санкт-Петербурга после второго еще никто не отменял.
Обязательно поехать нужно по следующим причинам:
- В первую очередь, конечно же, чтобы лучше узнать своих однокурсников, провести с ними кусок, в общем-то, еще продолжающихся каникул, пообщаться с теми симпатичными, но мало доступными в течении года людьми, которые весь семестр сначала безбожно опаздывают, а потом первыми исчезают с занятий, спеша по своим неотложным делам.
- Чтобы наконец увидеть все то, на что раньше не хватало времени и сходить туда (особенно это касается Питера) куда раньше просто, в силу усталости, не доходили ноги.
- Чтобы попасть в запасники, реставрационные мастерские и на прочие закрытые для простых смертных архитектурные и художественные объекты (и точно запомнить, где же они все-таки находятся и как туда проникают).
- Чтобы разобраться раз и навсегда в особенностях планировки городов, обойти все новгородские церкви, чтобы уже никогда больше их между собой не перепутать, забраться на все колокольни, хоры и строительные леса, чтобы вблизи увидеть уникальные фрески, которые, даже когда их наконец отреставрируют, врядли когда-нибудь специально подсветят для вас.
Причин много, но все же главная морально подготовиться к будущим лекционным курсам по истории русского искусства. Вам будет несравнимо легче общаться с преподавателем, ведь он-то убежден в вашей гениальности и великолепной зрительной памяти, да и увидев все своими глазами, потом будет существенно проще ориентироваться в нескончаемых потоках слайдов и репродукций с порой чисто условной цветопередачей.
Не забыть взять с собой:
- Удобную легкую обувь нужно будет достаточно много ходить.
- Практичную одежду, особенно в Новгород и Псков, где у вас часто будет возникать желание посидеть на травке.
- Конечно, фотоаппарат и много-много пленки.
- Для девушек хорошо иметь с собой юбки не выше колен и платочки/любой другой головной убор. В независимости от ваших религиозных убеждений они будут уместны при посещениях действующих церквей и монастырей.
Когда?
Обычно летняя практика у искусствоведов проходит во второй половине августа и длится: у первого курса от 7 до 10 дней; у второго две недели. Таким образом, и студенты и преподаватели успевают немного отдохнуть друг от друга. С другой стороны, такие летние поездки каждый раз становятся как бы вступлением к одному из основных лекционных циклов на следующем курсе (Древнерусское искусство на втором курсе и Русское искусство 18 века на третьем) и потому логично приступать к занятиям уже через несколько дней после возвращения в Москву. Нужно иметь ввиду, что каждый год на практику отправляются разные преподаватели и аспиранты (обычно 1 преподаватель + 1 аспирант). В Новгород/Псков едет преподаватель с кафедры Отечественного искусства, в Санкт-Петербург с кафедры Всеобщей истории искусства. С кем поедет именно ваш курс вы узнаете только на организационном собрании в июне, объявление о дате собрание обычно вывешивается во время летней сессии. Как известно, от личности преподавателя многое зависит и благодаря этому, каждый год поездки получаются разными, яркими, и всегда незабываемыми.
Вечернее отделение
У студентов вечернего отделения летней практики не подразумевается, и никаких зачетов сдавать не нужно. Тем не менее, каждый год возникает немало желающих поехать вместе с дневниками, и тогда ничто не мешает договориться с ответственным преподавателем и отправиться со всеми. В этом случае вам придется самостоятельно оплатить билеты на поезд, проживание в гостинице и, в случае необходимости, автобус.
Музейная практика
Есть еще один вид практике музейная. На пятом курсе, когда лекций совсем мало, а семинаров нет вообще, Вам, теперь уже «студентам-дипломникам» нужно будет отработать три недели в каком-нибудь музее. Название и отдел музея, а так же галерею, редакцию журнала по искусству, или любую другую организацию так или иначе связанную с вашей будущей профессией нужно озвучить на кафедре. Кафедра пошлет туда запрос, а потом попросить принести бумагу, где заверено, что практику вы прошли.
Как правило самыми популярными местами прохождения практики являются Пушкинский музей и Третьяковская галерея, где вас распределят по отделам в соответствии с темой вашего диплома и придумают какую-нибудь работу. В ГМИИ им. А. С. Пушкина распределение по отделам как и список поручений скорее всего удивят вас своей неожиданностью и разнообразием, в ГТГ наоборот, все предсказуемо и даже традиционно. Практика состоит из двух частей: цикла лекций-экскурсий по научным отделам музея, включающий в себя ликбез по хранению, учету произведений искусства и собственно работы в отделах. Очень часто после музейной практики студенты уходят дописывать диплом, а после защиты возвращаются в те же отделы на работу. Впрочем, если в течении 4 курса вы где-то работали по специальности, то можно просто перезачесть этот опыт и целый пятый курс думать только, например, о дипломе.
|
|
|
:: В двух словах: |
Студенты-искусствоведы, как и студенты-историки, должны пройти несколько практик за период обучения на факультете. Это летние практики в Новгороде Великом и Санкт-Петербурге после 1 и 2 курсов соответственно, и музейная практика на 5 курсе.
|
|
|
|