В первом семестре студентам-историкам приходится сдавать два коллоквиума: по этнологии и по археологии. Примерно за неделю до первого коллоквиума (т. е. где-то в середине октября) студенты начинают судорожно искать список вопросов, ксерить лекции более прилежных товарищей, у кого-то обязательно не оказывается учебника, многие сидят в читальном зале от рассвета до заката, изредка делая перерывы на принятие валерьянки или чего-нибудь горячительного. В первый день сдачи коллоквиума под дверью кафедры или музея (соответственно, археологии или этнологии) выстраивается толпа студентов: большинство из них сдает в другой день, но нужно же поддержать товарищей! После первой «двойки» по курсу с невероятной скоростью распространяется слух, что такой-то преподаватель или аспирант сущий зверь, и сдать ему коллоквиум решительно невозможно. Мандраж усиливается. Потребление валерьянки и горячительного растет, дрожащие студенты сидят в корридорах на полу и с жадностью ловят обрывки зачастую недостоверной информации.
Всё это, разумеется, неправильно.
Первое правило, которое нужно всегда помнить при сдаче коллоквиума (зачёта или экзамена) сводится к тому, что нет такого коллоквиума (зачёта или экзамена), который средний студент, приложив хотя бы некоторое усилие, не мог бы сдать. Все нынешние студенты сдавали тот же материал, что предстоит сдавать Вам, и тем же людям: как видите, всё обошлось благополучно. И только не надо думать, что именно Вы глупее всех если Вы успешно сдали вступительные экзамены, у Вас нет никаких оснований так низко себя оценивать. Главная цель осенних коллоквиумов вернуть новоиспеченных студентов с небес на землю и дать им почувствовать, что для благополучной сдачи сессии к экзаменам нужно начинать готовиться заранее (а не в последнюю ночь перед экзаменом, как иногда думают).
Коллоквиум по этнологии сдать нетрудно. Вам будут предложены два вопроса: общетеоретический и конкретно-региональный. Список вопросов доступен в разделе «Навигатор». Считается, что теоретические аспекты этнологической науки были изложены на первых лекциях курса, поэтому в программу коллоквиума входят все двадцать экзаменационных вопросов по теории этнологии. Из конкретно-региональных вопросов нужно готовить только имеющие отношение к тематике прочитанных лекций (т. е. если лекций по Западной Европе не было, то читать соответствующий раздел учебника не нужно, разве что Вас об этом отдельно попросят, но это уже из области фантастики). Оценка за коллоквиум никуда не идёт и ни на что не влияет. Однако в любом случае сдача коллоквиума полезна, т.к. не только расширяет ваш кругозор, но и помогает освоить уже некоторую часть материала, который придется изучить к экзамену.
Коллоквиум по археологии, как и всё, связанное с археологией, куда сложнее. Да и как иначе, ведь разницу между монголоидами, европеоидами и негроидами все знают с детского сада, чего не скажешь о типологии орудий сейминско-турбинской культуры Позднего Бронзового века. «Камень» и «бронза» сдаются устно, в разных аудиториях, разным преподавателям, в итоге в ведомости будут стоять две оценки. Если Вы не сдадите коллоквиум (т. е. получите «два» на пересдаче или вовсе не придёте), то на экзамене Вас ждут дополнительные вопросы по тому разделу, по которому в ведомости будет стоять «два». Если же вы сдадите коллоквиум, то при подготовке к экзамену вам будет несколько проще: надо будет готовить уже не все четыре блока вопросов (камень, бронзу, железо и славян), а повторить первые два и сконцентрироваться на железе и славянах. Сдачей камня обычно руководит Владислав Сергеевич Житенев, бронзы Наталия Вадимовна Рындина. Начинать готовиться к сдаче археологии нужно заблаговременно, используя распечатки лекций по камню (можно получить на кафедре или у старшекурсников) и пособие Н. В. Рындиной «Энеолит и Бронзовый век» (М., 2002). Постарайтесь получить экземпляр рындинского пособия в начале семестра, когда он ещё есть в 31 абонементе «стекляшки». Список вопросов в «Навигаторе».
Удачи!