Новинки истории на Ozonе
Кто мы такие Проекты Т.С.С.И. Форум студентов Истфака МГУ Пишите письма! Поиск по сайту Главный вход Студенты Истфака МГУ

проекты / брошюра / доклады и курсовые

Каждый год, за исключением первого у искусствоведов (о нем подробнее чуть ниже), предпоследнего у историков (в этот год сдается только «преддиплом») и последнего у всех (на 5 курсе на дневном отделении и на 6 курсе на вечернем сдается только диплом), студенту истфака, дабы быть аттестованным и внести посильный вклад в развитие мировой науки, приходится производить на свет две крупные письменные работы. Одна из них впоследствии зачитывается как «доклад» («семинарская работа» у искусствоведов), а другая — собственно как курсовая. Это не значит, что по курсовой не делается предварительного доклада, а семинарские не нужно сдавать потом в письменном виде. Речь идет о важности работы (за курсовую, в отличие от семинарской, проставляется отдельная оценка). В первые годы присвоение статуса курсовой или доклада (семинарской) осуществляется по желанию студента (какая тема/период/проблема/преподаватель студенту ближе, или просто какая ему лучше удалась), а потом — в зависимости от специализации (скажем, для искусствоведов на 4 курсе д/о и 5 курсе в/о обязательно сдать именно курсовую в семинаре преподавателя той кафедры, на которой он специализируется). Помимо этого, существует масса всяких «спецсеминарских» работ (по которым зачитывается спецсеминар), но с этим вы столкнетесь чуть позднее, на старших курсах, и, кроме того, учебный план на кафедрах в этом отличается друг от друга, поэтому не будем ни вдаваться в подробности, ни обобщать.

Сразу замечу, что данный текст адресован чуть больше искусствоведам, нежели историкам — поскольку сама принадлежу именно к этому клану, делюсь с коллегами собственным, глубоко персональным и лично пережитым опытом. Однако и студенты-историки сумеют извлечь для себя некоторую практическую пользу. В первую очередь это будет касаться формального оформления работ — как показывает практика, именно это как правило вызывает больше всего проблем, нареканий преподавателей и обид студентов.

Количество письменных работ по специальности (по истории для историков и по истории искусства для искусствоведов) соответствует количеству семинаров по специальности (отечественная и зарубежная история [искусства]), в которых, помимо семинаров по философии на первом и втором курсе и экономике на втором курсе, вы будете участвовать в первые несколько лет своей университетской жизни. У историков с началом специализации ситуация меняется, добавляются многие спецкурсы и спецсеминары, у искусствоведов на первом курсе будет всего один семинар — «Описание и анализ памятников», курсовая в котором пишется и защищается во втором семестре, на последующих трех — два. На четвертом курсе у искусствоведов входит в программу также семинар по художественной критике, однако ни курсовая, ни семинарская там не пишутся, нужно сдать несколько коротких критических статей.

Помимо этого, уже с первого курса можно начинать ходить на спецкурсы и спецсеминары (это касается искусствоведов, у которых нет обязательного «набора» спецкурсов внутри обычного расписания после разделения по кафедрам). Их программа каждый год несколько отличается, некоторые спецкурсы читаются всего один раз специально приглашенными преподавателями, поэтому советую не упускать момент. По спецкурсам тоже существуют экзамены и зачеты, а в спецсемиранах сдаются письменные работы. Для аттестации искусствоведам д/о нужно иметь один спецкурс с зачетом на 3 курсе, два спецкурса с оценкой и один с зачетом на 4 курсе; спецсеминар по курсовой на 4 и спецсеминар по теме дипломной работы на 5 курсе (если ваш научный не ведет спецсеминаров, то в качестве такового зачитывается индивидуальная работа с ним). У вечерников программа несколько растянута во времени (расхождения с программой дневников начинаются на 3 курсе), делайте соответствующие поправки (спецсеминар по курсовой на 5 курсе и спецсеминар по теме дипломной работы на 6 и т. д.). Если вас заинтересовал какой-то спецкурс до того, как это стало обязательным, вы на него ходили, вам понравилось и вы хотите сдать по нему зачет/экзамен (часто спецкурсы зачитываются тоже на основании письменной работы или устного доклада — это согласовывается преподавателем со студентами), не раздумывайте! Как показывает практика, самые хорошие оценки — именно за спецкурсы. В зачетке никогда не помешает хорошая оценка, а может и очень помочь для получения красного диплома — красный диплом дается, если среднее арифметическое («средний балл») всех находящихся в зачетке оценок больше либо равен 4,75. Кроме того, может случиться так, что тогда, когда для вас станут обязательными спецкурсы, на кафедре не будет того, что вас интересует, или у вас не будет времени (вы работаете, влюблены, выходите замуж, родился или вот-вот родится ребенок и пр.), и тогда полученная ранее оценка вполне может быть перезачтена.  

Темы курсовых и докладов обычно предлагаются преподавателями в самом начале семинара. Это не значит, что обязательно нужно выбирать из списка — если вас интересует какая-то особенная проблема, посоветуйтесь с преподавателем отдельно, он вам подскажет, имеет ли вообще смысл за нее сейчас браться, поможет грамотно сформулировать тему, выделить наиболее актуальные ее аспекты. В связи с этим один общий стратегический совет — задавайте преподавателю как можно больше вопросов по интересующей теме, теребите его, требуйте внимания к себе (не обязательно на общем семинарском собрании группы — вполне можно попросить назначить время для дополнительной индивидуальной консультации, или просто задержаться после семинара). Инициатива должна исходить от вас! Если вы сами не обратитесь к преподавателю за помощью, не сформулируете свои проблемы, он может даже и не догадаться, что вам что-то не ясно — он будет считать, что вы заняты плодотворной самостоятельной работой, и вмешиваться не станет. Преподаватель — не надсмотрщик над процессом вашего формирования, он — кладезь знаний и навыков, источник информации и полезных советов, но нужно уметь к этому источнику подобраться.

Работа над курсовой начинается с составления предварительного списка литературы. Это вам придется делать самим — опять-таки, не забывайте консультироваться с преподавателем, он обязательно вас сориентирует — часто бывает так, что данные из каких-то публикаций устарели, или давно опровергнуты, и именно ваш руководитель подскажет вам, что «читать обязательно», а чего «не читать ни в коем случае». Начальный, самый общий список литературы также обычно дается в семинаре — дальше, просматривая эти книжки, вы будете выуживать нужные вам публикации из соответствующих перечней. Очень помогают для составления вашего собственного списка литературы библиотечные предметные каталоги. Никогда не стесняйтесь обратиться к библиотекарю за помощью, если в чем-то не уверены или не можете чего-то отыскать — опытный сотрудник всегда подскажет, где еще покопаться.

Когда вы достаточно «начитаетесь», чтобы начать излагать собственные мысли по поводу выбранной вами темы, нужно составить предварительный план работы — какие аспекты, в каком порядке вы будете рассматривать. Это нужно прежде всего вам, а не для формального отчета перед преподавателем. Это поможет вам сконцентрироваться, сформулировать задачи, определиться со временем — работу-то надо представить в срок.

В первую очередь, обращаю ваше пристальное внимание на то, что курсовая работа (сосредоточимся в данном случае на ней как «идеальном» варианте) — это ни в коем случае не реферат из источников, монографий и статей из списка литературы. Рефераты вы все наверняка сдавали в школе, рефераты же вам придется сдавать в Универе по философии. Принципиальное отличие реферата от курсовой в том, что первый — всего лишь «краткое изложение», обобщение прочитанного, в то время как вторая — ваш собственный анализ темы, постановка проблем, выводы, толкования, гипотезы, теории, доводы и доказательства. В сущности, курсовая — это своего рода научно-ученическая работа, где студент пробует свои силы и приобретает навыки исследователя. И главная роль в процессе ее написания принадлежит вашему пытливому аналитическому уму — разумеется, ваши выводы не должны быть взяты «с потолка»; они должны быть самым подробным образом обоснованы, базированы на источниках, подкреплены мнениями умудренных опытом коллег (это не значит, что не следует опровергать какого-нибудь академика, если вы с ним не согласны, но делать это нужно аргументировано, иначе в процессе семинарского обсуждения от вашей работы не останется камня на камне). И уж тем более, курсовая никак не может превращаться в незакавыченное списывание пассажей из работ преподавателя, ведущего семинар. За последнее можно очень дорого поплатиться. Посему, первый практический совет: цитируя или просто приводя чье-то мнение, обязательно ссылайтесь на источник.  

Как ни странно, именно ссылки и сноски вызывают у студента наибольшие сложности, хотя на самом деле, это самое простое, но в тоже время нудное и кропотливое занятие, требующее известной усидчивости и самодисциплины. Совет второй: делайте сноски сразу, «не отходя от кассы», иначе потом будет ну очень сложно выяснить, откуда же вы это выдернули. Отсюда — совет номер три: ксеря в библиотеке книжки, не забывайте потом надписывать, откуда эти странички: автор(ы) — если указаны на обложке, т. е., если это не сборник статей или коллективный труд (тогда указывайте: «под редакцией такого-то»), название, место и год издания. И проверяйте, хорошо ли отпечатались номера страниц, чтобы при подготовке работы к сдаче не пришлось возвращаться в библиотеку, брать заново книжку и судорожно ее перелистывать в поисках страницы, на которой опубликован процитированный вами абзац.

Все вы наверняка будете набирать свои работы в Word. Закрыв кавычки или набрав последнее слово перефразированной вами цитаты или пересказанного мнения, не уводя курсора, в меню «Вставка» выбирайте «Сноска» (или «Ссылка»/«Сноска») и внизу страницы под соответствующей циферкой более мелким шрифтом указывайте источник[1]. Дабы избежать путаницы, рекомендую не делать концевых сносок и давать нумерацию арабскими цифрами, сквозную или начинать заново для каждого раздела. Если у вас рядом идут две ссылки на один и тот же источник, то во второй сноске следует писать «Там же. С. Х» (для русскоязычных изданий) или «Op. cit. Р. X» (для изданий на иностранных языках). Если вторая цитата на той же странице, что и предыдущая, то второй раз номер страницы указывать не нужно. Если вы много ссылаетесь на один и тот же источник, то в первый раз следует указать его полностью, впоследствии можно указывать лишь фамилию автора, инициалы (опять-таки, если это не коллективный труд), название или его начальную часть (если оно очень громоздкое) и номер страницы[2]. Иногда вам придется ссылаться на источник, опубликованный кем-то в отдельном тематическом сборнике, как приложение к монографии и т. п. и недоступный вам в оригинале. Тогда вам нужно указать, по какому изданию вы цитируете[3]. Только не увлекайтесь, не попадайте под влияние великого «Цит. по» — старайтесь все-таки изучать литературу целиком, в первозданном виде, а не собирать лоскутное одеяло по фрагментам чьих-то ссылок.

Кстати сказать, в сноску также можно выводить разного рода ваши комментарии, так или иначе уводящие непосредственно от темы рассуждения, даты и события, приводить дополнительные, более развернутые, чем в основном тексте, суждения исследователей, их полемику и пр*

Вернемся теперь к самому началу работы — к титульному листу, которому придется уделить никак не меньше внимания, ведь это — лицо, визитная карточка ваших трудов. Наверху обязательно указывается: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. С новой строки: Исторический факультет. Для искусствоведов — с новой строки: Отделение истории искусства. Когда произойдет разделение по кафедрам, к «шапке» добавится еще одна строчка: кафедра такая-то. Затем, ниже (возможно, но не обязательно, выделение шрифтом и даже цветом) — тема работы. Ниже (можно ниже и правее, левее): «Курсовая работа/доклад или семинарская работа» (историки обычно называют это докладом, искусствоведы — семинарской работой) студента (-тки) Х курса (10ХХ группы для историков), фамилия, имя-отчество или инициалы, ниже: Руководитель: фамилия, имя-отчество или инициалы (если ваш руководитель имеет ученую степень, особенно профессора, лучше указать ее перед фамилией). На самой нижней строчке: Москва, 200Х год.

Визуально всё выглядит так:

Московский государственный университет
им. М. В. Ломоносова
Исторический факультет
Отделение истории искусства
Кафедра Всеобщей истории искусств

 

Римские фонтаны
эпохи барокко

 

курсовая работа
студентки IV курса
Пыркиной Д. А.
Руководитель: Ефимова Е. А

 

 

Москва, 2002

 

За титульным листом следует оглавление. Делать его нужно в самом конце, когда станет ясно, сколько разделов, как они называются (все это может в итоге сильно отличаться от предварительно составленного вами плана — вы ведь тогда не знали, куда повернется поток вашего сознания), на какой странице каждый из них расположен. Не забывайте пронумеровать страницы работы: «Вставка»/«Номера страниц», любое удобное для вас форматирование (номер на первой странице указывать не нужно — для этого просто надо снять галочку в соответствующем окошке).  

Теперь — самое главное — содержание работы. Обязательные разделы — вступление и заключение, многие преподаватели (особенно историки) требуют в обязательном порядке рассмотрения историографии — это можно делать в отдельной главе или непосредственно во введении, зависит от темы, ее объемности/специфичности, ее разработанности в литературе и многих других факторов. Очень важный момент — «постановка проблемы» — вам нужно будет сформулировать задачи вашей работы, цели исследования (это можно сделать в отдельном разделе, а можно непосредственно в «теле» вступления — так или иначе, заострить на этом внимание необходимо). Основная часть может содержать столько глав, сколько вам нужно. Только не переусердствуйте! — слишком дробная работа как правило получается разрозненной и плохо воспринимается. Очень важно грамотно структурировать работу, разложить по полочкам факты, ваши рассуждения, мысли, анализ, оценки. Если тема узкая, вполне может быть только одна глава в основной части (чего, однако, историкам делать не рекомендуется), с подразделами или без (но тогда нужно очень следить за логикой вашего повествования, чтобы не касаться одного и того же аспекта в разных местах «по чуть-чуть»). Если тема шире, обзорная — лучше выделить внутренние «подводные течения», подтемы. Когда тема вашей курсовой — сравнительный анализ, что часто бывает у искусствоведов (две иконы, две картины на один сюжет, два сходных по типологии архитектурных сооружения), то лучше проводить его, разделяя на подтемы в соответствии с тем или иным критерием анализа (типология, иконография, композиционное и колористическое решение и т. д.). В заключении вы обобщите результаты, сформулируете выводы, к которым вы пришли, подчеркнете наиболее важные моменты, расставите акценты и точки над i.

Кропотливое создание всех ссылок и сносок в тексте ни в коем случае не освобождает вас от создания списка литературы — это делается в самом конце работы. Лучше (особенно, когда использованных вами публикаций много) разбивать литературу на разделы. Они не обязательно должны соответствовать главам и разделам курсовой — можно делить на: общие работы, книги и статьи узко по теме или темам; вполне можно делить по формальному признаку — монографии, сборники, статьи в периодике, выставочные каталоги и т. д. В любом случае, обязательно должен быть определен строгий порядок, в котором вы указываете эти публикации. Рекомендуется располагать их по алфавиту, или по году первого (!) издания. Если вы пользовались переизданиями, то указывается так: фамилия и инициалы автора (-ов), название книги, место издания, в квадратных скобках год первого издания, затем — год издания той книги, которой вы пользовались[4]. Включайте только те книги, которые вы хотя бы держали в руках! Некоторые студенты, стремящиеся «увеличить объем» списка литературы, помещают в него публикации, которые знают только по чьим-то ссылкам, как будто и их они тоже изучили. Этого делать ни в коем случае не надо — может оказаться так, что в российских публичных библиотеках этой работы нет, что она была опубликована за рубежом — тогда, когда ее автор был в «опале», да мало ли еще что. Этот обман очень просто раскрыть более знакомому с темой и литературой преподавателю, и выглядит это очень несимпатично.

После написания работу нужно защитить. Это значит, что нужно сделать по ней доклад — представить на обсуждение группы во главе с руководителем ваши труды. Если текст не очень длинный, можно просто зачитать его, если работа объемная — чуть обобщить, сделать выдержки, выделить основные моменты (для экономии времени, которого всегда на семинарах оказывается недостаточно, рекомендуется так или иначе подготовить письменный текст и озвучить его). Обычно на семинарах заранее составляется график защит курсовых и докладов, на каждом семинаре выступает один, а чаще два студента. Так что имейте в виду, что ваш монолог по теме должен в идеале длиться не больше 20 мин. — надо оставить время для обсуждения вашей работы и для выступления и обсуждения вашего коллеги.  

Иногда (а у историков — всегда) преподаватели назначают двух оппонентов из числа студентов группы, которые знакомятся с текстом заранее, делают на него некий отзыв, но чаще всего все участники семинара знакомятся с работой непосредственно в процессе доклада. В обсуждении работы участвует вся группа. И не следует думать, что если сегодня не ваша защита, можно на семинаре спать. При проставлении зачета очень важным фактором бывает именно «работа в семинаре», так что зарабатывайте себе «баллы», даже если преподаватель это нигде не фиксирует. Обсуждение очень помогает студенту увидеть и понять свои недочеты, слабые места. И исправить ошибки — неудачная защита еще не означает неудачную курсовую! После защиты ваш текст будет оставлен вам на переработку — не ленитесь учесть пожелания ваших руководителя и коллег, часто именно процесс обсуждения наводит на какие-то дополнительные «умные мысли». И преподавателю очень важно видеть процесс вашей работы, насколько она улучшилась после того, как вы ее доложили — это может принципиальным образом влиять на оценку. В конце семестра работа сдается преподавателю в письменном виде, он ее прочитывает и проставляет вам зачет за семинар, а если это курсовая — еще и оценку за нее.

Вот, пожалуй, и всё?
Желаю всяческих пятерок!  

[1] Если это монография, указывайте так: фамилия автора, инициалы, точка, название книги, точка, место издания (Москву сокращают как «М.», Санкт-Петербург как «С.-Пб..»), запятая, год издания, точка, «С.» (или «Р.» для изданий на латинице), номер страницы. Если это сборник статей или периодическое издание, то сначала указывается автор и название статьи, потом два слэша (//), название сборника, место и год издания, страница.
Проще говоря, в итоге все выглядит так:

Вариант 1: Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993. С. 125

Вариант 2: Calvo Serraller, F. Del futuro al pasado. Vanguardia y tradición en el arte español contemporáneo. Madrid, 1988. Р. 180

Вариант 3а (статья в периодике): Cameron, D. Report from Spain. // «Art in America», vol. 44, NY, February 1985, N 2, Р. 25 — 35; или: Пыркина Д. Интервью с Хуаной де Аиспуру. // «Искусство», март-апрель 2003. С. 94

Вариант 3б (статья из сборника): Marchan, S. El color en los 70. // Pintura española de vanguardia (1950 — 1990). Р. 82

Таковы стандартные требования к оформлению работ, но лично мне прощали, когда я страницу сокращала как «стр.» (с маленькой буквы после запятой) — мне всегда казалось, что так оно выразительнее. Но лучше все же особых вольностей себе в этом смысле не позволять. (Подробности оформления справочно-библиографического аппарата научного издания см. в «Навигаторе».)

[2] Например: Calvo Serraller, F. Del futuro al pasado … , p. 106

[3]Например: Текст листовки, распространявшейся художниками во время вернисажа выставки «Supports-Surfaces» в зале ARC Музея современного искусства города Парижа в сентябре 1970 г. Цит. по: Guasch, A. M. El arte del siglo XX en sus exposiciones…, p. 252

[4]Например: Archer, M. Art Since 1960. London, [1997] 2002

[*] для сносок такого рода, если захотите, можно выбирать другой формат — например, звездочка (две звездочки, три звездочки)

 
 :: Ценные сведения

Тема:
Доклады и курсовые

Автор:
Дарья Пыркина

 :: В двух словах:

О «подводных камнях», встречающихся при написании доклада или курсовой работы.

Основные моменты:
Темы курсовых и докладов
Предварительный список литературы
План работы
Отличие курсовой от реферата
Ссылки и сноски
Титульный лист
Оглавление
Содержание работы
Список использованной литературы
Защита

Советуем почитать:
Умберто Эко
Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., любое изд.

 



[ Главный вход | Кто мы такие | Проекты | Форум | Карта сайта | Поиск по сайту | Пишите письма ]
  © 2002-2017 Творческий Союз Студентов-Историков МГУ им. М. В. Ломоносова. Организатор сайта А. Бакушин.
     Друзья, пожалуйста, поддержите сетевое сообщество tssi.ru!
Rambler's Top100