проекты
/ навигатор
/ абитуриенту :
СОЧИНЕНИЕ (русский язык и литература письменно)
Письменный экзамен по русскому языку и литературе (сочинение) считается профильным экзаменом. При получении за сочинение оценки „отлично“ (5), в число студентов зачисляются абитуриенты, закончившие среднее учебное заведение в РФ с отличием (золотой или серебряной медалью).
Темы сочинений становятся известны в день написания сочинений. Комплект сочинений для каждого факультета определяется с помощью лототрона в кабинете у ректора (иногда в прямом эфире канала ТВЦ).
Продолжительность письменного экзамена - четыре часа (240 минут) без перерыва.
При выставлении оценки учитываются орфографические, грамматические, стилистические и фактические ошибки. Оценка выставляется по 5-балльной шкале („отлично“, „хорошо“, „удовлетворительно“, „неудовлетворительно“).
На экзамене запрещено пользоваться любыми вспомогательными и электронными средствами (словари, записные книжки, телефоны, пейджеры, КПК и проч.).
За нарушения процедуры экзамена, использование шпаргалок и электронных средств ставится оценка „неудовлетворительно“ (2).
Требования к знаниям поступающих определены следующей ниже программой.
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
На экзамене по литературе поступающий должен показать:
- знание текстов указанных ниже произведений русской литературы XIX-XX веков;
- понимание художественного, нравственно-философского и общественного значения литературных произведений;
- знание творческого пути писателей, произведения которых входят в программу;
- понимание основных закономерностей историко-литературного процесса.
По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами:
- художественный образ;
- трагическое, героическое, комическое;
- содержание и форма литературного произведения;
- тема, проблема, авторская позиция;
- сатира, юмор, ирония;
- персонаж, характер, лирический герой; повествователь, образ автора;
- конфликт и сюжет, композиция, система персонажей;
- художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер;
- сравнение и антитеза, гипербола и гротеск, символ и аллегория;
- художественная речь, диалог и монолог, метафора, эпитет;
- проза и стихи, основные стихотворные размеры, рифма, строфа;
- роды литературных произведений - эпос, драма, лирика - и основные их жанры;
- романтизм, реализм, модернизм.
Литературные произведения (* авторы обязательные для поступающих на филфак, иняз или журналистику)
[*] В. А. Жуковский. Вечер. Невыразимое. Море. Светлана.
[*] И. А. Крылов. 56 басен (по выбору экзаменующегося).
А. С. Грибоедов. Горе от ума.
А. С. Пушкин. Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы…»). Деревня. «Погасло дневное светило…». Узник. Песнь о вещем Олеге. «Свободы сеятель пустынный…». К морю. «Я помню чудное мгновенье…». 19 октября (1825 г.). Пророк. Няне. «Во глубине сибирских руд…». Поэт. Анчар. "На холмах Грузии. . . ". Зимнее утро. «Я вас любил…». «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Поэту («Поэт, не дорожи любовию народной…»). Бесы. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). Осень. Туча. «Вновь я посетил…». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Борис Годунов. Евгений Онегин. Дубровский. Медный всадник. Капитанская дочка.
М. Ю. Лермонтов. Ангел. Парус. Смерть поэта. Бородино. Молитва («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»). «Когда волнуется желтеющая нива…». Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Дума. Три пальмы. «Как часто, пестрою толпою окружен…». «И скучно и грустно…» «Есть речи - значенье…». Завещание («Наедине с тобою, брат…»). Родина. Утес. Сон («В полдневный жар в долине Дагестана…»). «Выхожу один я на дорогу…». Пророк. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»). Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Герой нашего времени.
Н. В. Гоголь. Ревизор. Шинель. Мертвые души.
А. Н. Островский. Гроза. Лес.
И. А. Гончаров. Обломов.
И. С. Тургенев. Ася. Отцы и дети.
[*] Н. С. Лесков. Левша.
Н. А. Некрасов. В дороге. Тройка. «Вчерашний день, часу в шестом…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Забытая деревня. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Крестьянские дети. Железная дорога. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). «О Муза! я у двери гроба…». Кому на Руси жить хорошо.
[*] Ф. И. Тютчев. Цицерон. Весенние воды. Silentium! «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились…». Два голоса. «Я очи знал - о, эти очи!..». «О, как убийственно мы любим…». Последняя любовь. К.Б. («Я встретил вас - и все былое…»).
[*] А. А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря…». «На заре ты ее не буди…». «Шепот. Робкое дыханье…». «Сияла ночь. Луной был полон сад…». «Одним толчком согнать ладью живую…».
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик. Медведь на воеводстве. Премудрый пискарь.
Л. Н. Толстой. Война и мир.
Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.
А. П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Студент. Дом с мезонином. Крыжовник. О любви. Человек в футляре. Душечка. Ионыч. Вишневый сад.
М.Горький. Старуха Изергиль. Бывшие люди. На дне. Ледоход.
И. А. Бунин. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Тёмные аллеи. Чистый понедельник.
А. А. Блок. «Мы встречались с тобой на закате…». «Девушка пела в церковном хоре…». Незнакомка. «О весна без конца и без краю…». В ресторане. «Ночь, улица, фонарь, аптека…». «О доблестях, о подвигах, о славе…». «О, я хочу безумно жить…». «Земное сердце стынет вновь…». Художник. «Я пригвожден к трактирной стойке…». *Цикл «Кармен». Цикл «На поле Куликовом». Россия. На железной дороге. Двенадцать.
С. А. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная…». «Не бродить, не мять в кустах багряных…». «Запели тесаные дроги…». «Я последний поэт деревни…». «Не жалею, не зову, не плачу…». Письмо матери. «Мы теперь уходим по-немногу…». Русь советская. «Отговорила роща золотая…». Письмо к женщине. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Собаке Качалова. «Неуютная жидкая лунность…». «Спит ковыль. Равнина дорогая…». «Цветы мне говорят прощай…». Анна Снегина.
В. В. Маяковский. Послушайте!… Хорошее отношение к лошадям. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Письмо Татьяне Яковлевой. Люблю. Во весь голос. Облако в штанах.
[*] А. А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…». «Сжала руки под темной вуалью…». Вечером. «Мне голос был. Он звал утешно…». «Не с теми я, кто бросил землю…». «Небывалая осень построила купол высокий…». Творчество. Мужество. Приморский сонет. Родная земля. Реквием.
[*] Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!». «Ты в ветре, веткой пробующем…». Гамлет. Зимняя ночь («Мело, мело по всей земле…»). Рассвет. Август. «Во всем мне хочется дойти…». «Быть знаменитым некрасиво…». Когда разгуляется. Ночь. Единственные дни.
[*] Е. И. Замятин. Мы.
[*] А. П. Платонов. Котлован.
М. А. Булгаков. Собачье сердце. Дни Турбиных. Мастер и Маргарита.
М. А. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном…», Памяти матери. «Я знаю, никакой моей вины…». Василий Теркин.
[*] Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». Завещание. Портрет. Некрасивая девочка. «Где-то в поле возле Магадана…». Последняя любовь («Задрожала машина и стала…»). Сентябрь. Вечер на Оке. «Не позволяй душе лениться…»
А. И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.
В. Т. Шаламов. Последний бой майора Пугачева. Галстук. Прокуратор Иудеи.
В. П. Астафьев. Пастух и пастушка.
Ю. В. Трифонов. Старик.
В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
В. М. Шукшин. Срезал. Чудик. Миль пардон, мадам.
При подготовке к экзамену могут пригодиться темы сочинений прошлых лет (исторический факультет):
2001 г.:
- Картины сельской жизни и их художественное значение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Система персонажей в комедии А. Н. Островского «Лес»
- Мотив материнской любви в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
2002 г.:
- Размышления о юности в произведениях А. С. Пушкина
- Отечественная война 1812 г. и судьбы героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Лирический герой поэзии В. В. Маяковского
2003 г.:
- Мир «детей природы» и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Роль любовной интриги в пьесах А. Н. Островского («Гроза», «Лес»).
- Тема жизни и смерти и ее художественное выражение в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
2004 г.:
- Образы слуг в комедиях «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Лес» А. Н. Островского
- Крестьянские семьи в поэтическом изображении Н. А. Некрасова
- Мотив превращения и его роль в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
2005 г.:
- «Купечество да гражданство» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Мотивы лирики Н. А. Некрасова
- Трагические конфликты эпохи в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
2006 г.:
- Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
- Образы купечества в «Грозе» А. Н. Островского и «Вишнёвом саду» А. П. Чехова
- Мотивы сатиры В. В. Маяковского
2007 г.:
- Средства создания характеров в «Ревизоре» Н. В. Гоголя
- Типы крестьян «Кому на руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
- Трагическое и героическое в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
ОЦЕНКА ГРАМОТНОСТИ
Соотношение орфографических, грамматических и стилистических ошибок (по сведениям из компетентных источников).
«5 (пять)» 0/1 + 1 ст.;
«4 (четыре)» 0/1, 0/2, 0/3, 1/0, 1/1, 1/2, 1/3, 2/0, 2/1, 2/2 + 3 ст.;
«3 (три)» 3/0, 3/1, 3/5, 4/0, 2/3, 2/5, 1/4, 1/5, 1/6, 0/4, 0/5, 0/6 + 5 ст.
Оценить работу на «5 (пять)» можно, если в ней допущены только негрубые ошибки. Негрубыми ошибками считаются ошибки, не свидетельствующие о незнании грамматического материала (пропуск букв, единичный пропуск одного знака препинания при обособлении и тому подобные помарки).
Однотипные ошибки при подсчёте считаются за одну. Их выносят на поля, но значок обводится кружком. Однотипными ошибками считаются ошибки на одно и то же правило (один из случаев обособления причастных оборотов, пропуск запятой перед одним и тем же собзом в сложном предложении, неверно написанныя орфограмма и тому подобное).
Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:
1. неправильный выбор слова, неточное словоупотребление;
2. неверное употребление грамматических форм;
3. неправильный порядок слов в простом предложении;
4. нарушение норм согласования и управления;
5. неправильное употребление причастных и деепричастных оборотов;
6. неправильное построение сложных предложений.
Повторение слова, штампы, смешение стилей, однообразие синтаксических конструкций рассматриваются при оценке качества изложения и в подсчёт ошибок не включаются (их следует подчеркнуть в тексте, но на поля не следует выносить).
|