Новинки истории на Ozonе
Кто мы такие Проекты Т.С.С.И. Форум студентов Истфака МГУ Пишите письма! Поиск по сайту Главный вход Студенты Истфака МГУ

проекты / навигатор / абитуриенту :

СОЧИНЕНИЕ
(русский язык и литература письменно)

Письменный экзамен по русскому языку и литературе (сочинение) считается профильным экзаменом. При получении за сочинение оценки „отлично“ (5), в число студентов зачисляются абитуриенты, закончившие среднее учебное заведение в РФ с отличием (золотой или серебряной медалью).

Темы сочинений становятся известны в день написания сочинений. Комплект сочинений для каждого факультета определяется с помощью лототрона в кабинете у ректора (иногда в прямом эфире канала ТВЦ).

Продолжительность письменного экзамена - четыре часа (240 минут) без перерыва.

При выставлении оценки учитываются орфографические, грамматические, стилистические и фактические ошибки. Оценка выставляется по 5-балльной шкале („отлично“, „хорошо“, „удовлетворительно“, „неудовлетворительно“).

На экзамене запрещено пользоваться любыми вспомогательными и электронными средствами (словари, записные книжки, телефоны, пейджеры, КПК и проч.).

За нарушения процедуры экзамена, использование шпаргалок и электронных средств ставится оценка „неудовлетворительно“ (2).

Требования к знаниям поступающих определены следующей ниже программой.

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

На экзамене по литературе поступающий должен показать:

  • знание текстов указанных ниже произведений русской литературы XIX-XX веков;

  • понимание художественного, нравственно-философского и общественного значения литературных произведений;

  • знание творческого пути писателей, произведения которых входят в программу;

  • понимание основных закономерностей историко-литературного процесса.

По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами:

  1. художественный образ;

  2. трагическое, героическое, комическое;

  3. содержание и форма литературного произведения;

  4. тема, проблема, авторская позиция;

  5. сатира, юмор, ирония;

  6. персонаж, характер, лирический герой; повествователь, образ автора;

  7. конфликт и сюжет, композиция, система персонажей;

  8. художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер;

  9. сравнение и антитеза, гипербола и гротеск, символ и аллегория;

  10. художественная речь, диалог и монолог, метафора, эпитет;

  11. проза и стихи, основные стихотворные размеры, рифма, строфа;

  12. роды литературных произведений - эпос, драма, лирика - и основные их жанры;

  13. романтизм, реализм, модернизм.

Литературные произведения (*  авторы обязательные для поступающих на филфак, иняз или журналистику)

[*] В. А. Жуковский. Вечер. Невыразимое. Море. Светлана.

[*] И. А. Крылов. 5–6 басен (по выбору экзаменующегося).

А. С. Грибоедов. Горе от ума.

А. С. Пушкин. Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы…»). Деревня. «Погасло дневное светило…». Узник. Песнь о вещем Олеге. «Свободы сеятель пустынный…». К морю. «Я помню чудное мгновенье…». 19 октября (1825 г.). Пророк. Няне. «Во глубине сибирских руд…». Поэт. Анчар. "На холмах Грузии. . . ". Зимнее утро. «Я вас любил…». «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Поэту («Поэт, не дорожи любовию народной…»). Бесы. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). Осень. Туча. «Вновь я посетил…». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Борис Годунов. Евгений Онегин. Дубровский. Медный всадник. Капитанская дочка.

М. Ю. Лермонтов. Ангел. Парус. Смерть поэта. Бородино. Молитва («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»). «Когда волнуется желтеющая нива…». Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Дума. Три пальмы. «Как часто, пестрою толпою окружен…». «И скучно и грустно…» «Есть речи - значенье…». Завещание («Наедине с тобою, брат…»). Родина. Утес. Сон («В полдневный жар в долине Дагестана…»). «Выхожу один я на дорогу…». Пророк. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»). Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Герой нашего времени.

Н. В. Гоголь. Ревизор. Шинель. Мертвые души.

А. Н. Островский. Гроза. Лес.

И. А. Гончаров. Обломов.

И. С. Тургенев. Ася. Отцы и дети.

[*] Н. С. Лесков. Левша.

Н. А. Некрасов. В дороге. Тройка. «Вчерашний день, часу в шестом…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Забытая деревня. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Крестьянские дети. Железная дорога. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). «О Муза! я у двери гроба…». Кому на Руси жить хорошо.

[*] Ф. И. Тютчев. Цицерон. Весенние воды. Silentium! «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились…». Два голоса. «Я очи знал - о, эти очи!..». «О, как убийственно мы любим…». Последняя любовь. К.Б. («Я встретил вас - и все былое…»).

[*] А. А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря…». «На заре ты ее не буди…». «Шепот. Робкое дыханье…». «Сияла ночь. Луной был полон сад…». «Одним толчком согнать ладью живую…».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик. Медведь на воеводстве. Премудрый пискарь.

Л. Н. Толстой. Война и мир.

Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.

А. П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Студент. Дом с мезонином. Крыжовник. О любви. Человек в футляре. Душечка. Ионыч. Вишневый сад.

М.Горький. Старуха Изергиль. Бывшие люди. На дне. Ледоход.

И. А. Бунин. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Тёмные аллеи. Чистый понедельник.

А. А. Блок. «Мы встречались с тобой на закате…». «Девушка пела в церковном хоре…». Незнакомка. «О весна без конца и без краю…». В ресторане. «Ночь, улица, фонарь, аптека…». «О доблестях, о подвигах, о славе…». «О, я хочу безумно жить…». «Земное сердце стынет вновь…». Художник. «Я пригвожден к трактирной стойке…». *Цикл «Кармен». Цикл «На поле Куликовом». Россия. На железной дороге. Двенадцать.

С. А. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная…». «Не бродить, не мять в кустах багряных…». «Запели тесаные дроги…». «Я последний поэт деревни…». «Не жалею, не зову, не плачу…». Письмо матери. «Мы теперь уходим по-немногу…». Русь советская. «Отговорила роща золотая…». Письмо к женщине. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Собаке Качалова. «Неуютная жидкая лунность…». «Спит ковыль. Равнина дорогая…». «Цветы мне говорят — прощай…». Анна Снегина.

В. В. Маяковский. Послушайте!… Хорошее отношение к лошадям. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Письмо Татьяне Яковлевой. Люблю. Во весь голос. Облако в штанах.

[*] А. А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…». «Сжала руки под темной вуалью…». Вечером. «Мне голос был. Он звал утешно…». «Не с теми я, кто бросил землю…». «Небывалая осень построила купол высокий…». Творчество. Мужество. Приморский сонет. Родная земля. Реквием.

[*] Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!». «Ты в ветре, веткой пробующем…». Гамлет. Зимняя ночь («Мело, мело по всей земле…»). Рассвет. Август. «Во всем мне хочется дойти…». «Быть знаменитым некрасиво…». Когда разгуляется. Ночь. Единственные дни.

[*] Е. И. Замятин. Мы.

[*] А. П. Платонов. Котлован.

М. А. Булгаков. Собачье сердце. Дни Турбиных. Мастер и Маргарита.

М. А. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном…», Памяти матери. «Я знаю, никакой моей вины…». Василий Теркин.

[*] Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». Завещание. Портрет. Некрасивая девочка. «Где-то в поле возле Магадана…». Последняя любовь («Задрожала машина и стала…»). Сентябрь. Вечер на Оке. «Не позволяй душе лениться…»

А. И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.

В. Т. Шаламов. Последний бой майора Пугачева. Галстук. Прокуратор Иудеи.

В. П. Астафьев. Пастух и пастушка.

Ю. В. Трифонов. Старик.

В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.

В. М. Шукшин. Срезал. Чудик. Миль пардон, мадам.

 

При подготовке к экзамену могут пригодиться темы сочинений прошлых лет (исторический факультет):

 

2001 г.:

  • Картины сельской жизни и их художественное значение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Система персонажей в комедии А. Н. Островского «Лес»
  • Мотив материнской любви в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

2002 г.:

  • Размышления о юности в произведениях А. С. Пушкина
  • Отечественная война 1812 г. и судьбы героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Лирический герой поэзии В. В. Маяковского

2003 г.:

  • Мир «детей природы» и «водяное общество» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роль любовной интриги в пьесах А. Н. Островского («Гроза», «Лес»).
  • Тема жизни и смерти и ее художественное выражение в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

2004 г.:

  • Образы слуг в комедиях «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Лес» А. Н. Островского
  • Крестьянские семьи в поэтическом изображении Н. А. Некрасова
  • Мотив превращения и его роль в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

2005 г.:

  • «Купечество да гражданство» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
  • Мотивы лирики Н. А. Некрасова
  • Трагические конфликты эпохи в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

2006 г.:

  • Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образы купечества в «Грозе» А. Н. Островского и «Вишнёвом саду» А. П. Чехова
  • Мотивы сатиры В. В. Маяковского

2007 г.:

  • Средства создания характеров в «Ревизоре» Н. В. Гоголя
  • Типы крестьян «Кому на руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
  • Трагическое и героическое в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

ОЦЕНКА ГРАМОТНОСТИ

Соотношение орфографических, грамматических и стилистических ошибок (по сведениям из компетентных источников).

«5 (пять)» – 0/1 + 1 ст.;

«4 (четыре)» – 0/1, 0/2, 0/3, 1/0, 1/1, 1/2, 1/3, 2/0, 2/1, 2/2 + 3 ст.;

«3 (три)» – 3/0, 3/1, 3/5, 4/0, 2/3, 2/5, 1/4, 1/5, 1/6, 0/4, 0/5, 0/6 + 5 ст.

Оценить работу на «5 (пять)» можно, если в ней допущены только негрубые ошибки. Негрубыми ошибками считаются ошибки, не свидетельствующие о незнании грамматического материала (пропуск букв, единичный пропуск одного знака препинания при обособлении и тому подобные помарки).

Однотипные ошибки при подсчёте считаются за одну. Их выносят на поля, но значок обводится кружком. Однотипными ошибками считаются ошибки на одно и то же правило (один из случаев обособления причастных оборотов, пропуск запятой перед одним и тем же собзом в сложном предложении, неверно написанныя орфограмма и тому подобное).

Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:
1. неправильный выбор слова, неточное словоупотребление;
2. неверное употребление грамматических форм;
3. неправильный порядок слов в простом предложении;
4. нарушение норм согласования и управления;
5. неправильное употребление причастных и деепричастных оборотов;
6. неправильное построение сложных предложений.

Повторение слова, штампы, смешение стилей, однообразие синтаксических конструкций рассматриваются при оценке качества изложения и в подсчёт ошибок не включаются (их следует подчеркнуть в тексте, но на поля не следует выносить).

 

 :: Ценные сведения
Предмет:
Программа по литературе для поступающих в МГУ

Актуальность материала:
2006 г., весна

Комментарий:
Если Вы поступаете на истфак, значит нужно прочесть ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ перечисленные произведения. По любому из них может быть сформулирована тема сочинения!

Однако, так как темам не пристало повторяться, темы прошлых лет Вы не увидите на доске в экзаменационной аудитории.

Программа приводится в полном соответствии со «Справочником для поступающих в Московский университет в 2006 г.» (М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006).

Хотите первым узнать темы сочинений в МГУ в 2006 г.?
Звоните 939-10-00!

Обсудить:
Хочешь узнать, кто поступает на Истфак МГУ в этом году?
Ждем тебя на Форуме ТССИ!

Нужен срочный совет?
Задавай вопрос в ветке «Вопросы абитуриента»

Увидели ошибку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Ошибка будет наискорейшим образом исправлена!

 
Искать на Озоне






[ Главный вход | Кто мы такие | Проекты | Форум | Карта сайта | Поиск по сайту | Пишите письма ]
  © 2002-2017 Творческий Союз Студентов-Историков МГУ им. М. В. Ломоносова. Организатор сайта А. Бакушин.
     Друзья, пожалуйста, поддержите сетевое сообщество tssi.ru!
Rambler's Top100