проекты / навигатор / абитуриенту / пресса :

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПУГАЕТ РОССИЯН

Кирилл Сухоцкий (Би-Би-Си, Москва)

BBCRussian.com», 06. 07. 2006 г.; фотография AFP

)

В МГУ уверены, что образование в России соответствует мировому уровню

Тема образования станет одной из главных на саммите "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в июле. В июне в Москву и Петербург уже приезжали министры образования стран-членов этого элитного клуба.

Главное, что предлагает Россия - повысить качество образования и унифицировать образовательные стандарты в странах "восьмерки".

Но насколько уже сейчас российское образование включено в мировую образовательную систему? И станет ли интеграция благом для российского образования?

Международный гимн студентов не очень прижился в Советском Союзе - тогда были другие задорные студенческие песни, да и сейчас в России о нем знают в основном лишь изучающие латынь студенты-филологи и медики. Здесь другие обычаи, другие правила и другая система образования.

На филологическом факультете МГУ Елизавета готовится к экзамену по старославянскому языку. Как и все в МГУ, Лиза говорит, что получает хорошее образование, потому что оно фундаментальное. Образование в Америке хуже - об этом ей рассказывал съездивший туда папа.

"Абстрактно, но глубоко"

"Если у нас оно может быть даже очень абстрактное, но очень глубокое - то в Америке оно более прикладное, - поясняет Лиза. - Просто папа рассказывал сцену, как они сидели на стадионе, а перед ними ползла гусеница. Ну и вот папа сказал: смотрите, аккуратно, гусеница! А ему сказали: о, так вы и биолог? То есть для них отличить гусеницу от жука - это уже достаточно сложно".

С мнением Лизы согласна и декан филфака Марина Ремнева. Она считает, что идущая реформа и адаптация к мировым образцам принесет только вред.

"Тот уровень, в который нас тянут, в который нас интегрируют - он на самом деле очень низкий", - считает декан.

Россия гордится глубокими знаниями, а Запад - тем, что умеет знания применять к жизни. Александр Кокшаров - лондонский корреспондент российского журнала "Эксперт". Он учился в МГУ, но затем продолжил образование в Оксфорде. Вот в чем, по его мнению, преимущество западного образования: "Оно направлено на развитие мышления, оно заставляет студентов думать - в отличие от российской системы, которая, к сожалению, очень часто заставляет просто заучивать факты и совершенно не требует их использования".

Но ведь и в МГУ говорят, что там учат думать. Но Александр Кокшаров считает, что это касается, может быть, только 10% студентов, остальная же масса не уходит дальше зубрежки.

Маша только что сдала тяжелый экзамен и говорит, что на Западе наверняка учиться легче. Но главная разница - вот в чем: "На Западе страны все скооперировались. Отдельно стоит Запад - отдельно стоит Россия. Обучившись в России, я смогу реализовать себя только в России - на Западе же я смогу реализовать себя в различных странах. Потому что они все против России".

Адаптация системы

"Большая восьмерка" как раз и будет обсуждать, как всем странам стать ближе друг к другу. Когда Россия присоединится к Болонскому процессу, то будут приняты многие западные стандарты, например двухступенчатое высшее образование - бакалавриат и магистратура. Министр образования Андрей Фурсенко полагает, что образование отстало от развития общества.

"Я тоже не считаю, что мы должны полностью копировать систему образования в других странах. Я думаю, что это и невозможно. Мы должны использовать и принимать какие-то интересные моменты. Но Болонский процесс и не подразумевает, что должно быть точное калькирование".

Фурсенко считает, что систему надо адаптировать: еще Ломоносов построил российское образование по образу немецкого, так что никаких проблем быть не должно. Марина Ремнева - декан филфака - против. По ее мнению, за 250 лет пройден огромный путь. Западное образование, по ее словам, совершенно бессистемное. Она преподавала в Америке и столкнулась с так называемыми кредитами, когда каждый предмет стоит некоторое число кредитов, и каждый семестр студент должен набрать определенную сумму.

"У меня была ученица, причем взрослая, - рассказывает Ремнева. - И я была потрясена тем, как она набирает эти кредиты. Вот три предмета она мне назвала: физкультура, античная археология и русский язык. Ну, может, она там еще что-нибудь набирала - там физику, химию. Тем не менее, вы понимаете, из этого образование не создашь. Это не образование, тут нет фундамента".

Вместо системы, говорит Ремнева - мозаичность. И российское образование, по ее мнению, лучшее в мире.

За знаниями - в Москву

"Если бы оно не соответствовало мировому уровню, если бы оно не было сильнее европейского и американского образования, наших бы специалистов просто не покупали. А их покупают лабораториями, их покупают целыми группами", - заявляет декан.

За знаниями в Москву действительно приезжает немало иностранцев.

Группа китайских студентов сдает экзамен в МГУ. Здесь учатся и американцы, и европейцы, и японцы. Только филфак принимает 500 человек каждый год. Но больше всего именно китайцев. Чен Тяо Тен прошла у себя дома целый конкурс - за ее учебу платит китайское правительство.

"Моя мама была преподавательницей в Китае, - рассказывает студентка. - И она купила много книг - например, произведения Толстого, Чехова. Но я хочу по-русски читать, потому что раньше только по-китайски прочитала. Поэтому хочу учить русский язык".

Чен Тяо Тен, отучившись, вернется домой в Китай. Многие российские студенты, получив образование, тоже стремятся уехать из России. Салима - будущий биолог.

 

 :: Ценные сведения
Предмет:
BBC об образовании в России.

Актуальность материала:
2006 г., лето.

Комментарий:
Мониторинг новостей ведется при помощи системы «Яndex.Новости»

Обсудить:
Хочешь узнать, кто поступает на Истфак МГУ?
Ждем тебя на Форуме ТССИ!