проекты
/ навигатор
/ абитуриенту / пресса :
КАК СДАТЬ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
Наталья Иванова-Гладильщикова
(«Известия», 12. 04. 2006 г.)
30 марта на головы московских школьников «свалился» приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О проведении единого государственного экзамена на территории г. Москвы в 2006 году». Из этого документа следует, что столичные одиннадцатиклассники, которые выбрали вуз, в который нужно сдавать историю (кроме МГУ и ведомственных вузов), могут сделать это только в форме ЕГЭ.
Форму сдачи остальных предметов «на этапе гос. (итоговой) аттестации выпускников» можно выбирать: она может быть как традиционной, так и в виде ЕГЭ.
Что делать выпускникам в этой экстремальной ситуации? Можно ли еще успеть подготовиться?
Леонид КАЦВА, учитель истории гимназии № 1543 «На Юго-Западе»: Два наименее пригодных к сдаче ЕГЭ предмета литература и история.
Что думает учитель по поводу «экстренного» введения ЕГЭ по истории для поступающих в московские вузы? Можно ли еще успеть подготовиться к экзамену? Об этом преподавателя истории гимназии «На Юго-Западе» Леонида Кацву спрашивает обозреватель Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.
«И»: Что вы можете сказать по поводу «пожарного» введения Единого госэкзамена по истории в Москве?
Л.К.: Можно ввести ЕГЭ по истории и в качестве обязательного, но чудовищно издавать приказ об этом в конце марта. Дети, которым нужна «история» при поступлении в вуз, готовились к устному экзамену (кто-то отрабатывал технику устной речи), а им придется сдавать тесты.С моей точки зрения, два наименее пригодных к сдаче ЕГЭ экзамена литература и история.
«И»: Среди аргументов, много раз приводившихся против ЕГЭ, ошибки и неточности в тестах, двузначность некоторых вопросов, которые задаются как однозначные. Говорилось и о том, что введение ЕГЭ приведет к тому, что поток коррупции просто перенаправится: деньги будут получать не опытные вузовские репетиторы, а чиновники на местах. Тем не менее уже отнюдь не призрак ЕГЭ бродит по стране.
Л.К.: Все это так. Что касается двузначности вопросов, был такой егээшный тест: из списка либеральных деятелей предлагалось исключить лишнее, «нелиберальное» имя (подразумевался К. П. Победоносцев). Но известно, что Победоносцев был участником разработки либеральнейших судебных уставов 60-х годов (а десятилетие в вопросе обозначено не было). Получается, что при заполнении тестов рискуют проиграть прежде всего те дети, которые знают больше.
«И»: Что вы как учитель в этой ситуации посоветуете делать ученикам? Реально ли подготовиться к ЕГЭ за два месяца?
Л.К.: Нет, конечно! Единственное, что я могу посоветовать, это заучивать имена, даты, и посмотреть контрольно-измерительные материалы либо прошлых лет, либо демоверсии… Изучить часть "С".
«И»: Мне кажется, что часть "С" рассчитана на докторов наук…
Л.К.: Там есть разные задания. В основном они для детей, учившихся в гуманитарном классе. Все дело еще и в том, кто будет проверять ЕГЭ по истории: компьютер или человек. Был такой случай, когда очень квалифицированная учительница стала работать с тренировочным материалом по ЕГЭ: в текст нужно было вставить некое слово. Из ответа следовало, что требуемое слово «партноменклатура». А она написала «партаппарат». Компьютер выдал ошибку. Если часть "С" будет проверять машина, подобных ошибок будет засчитано множество.
«И»: Вы сторонник устного экзамена по истории?
Л.К.: Я исхожу из своего 30-летнего опыта школьных экзаменов. Всегда видно: когда ребенок не может ответить, потому что он не знает, а когда потому что он впал в ступор. А из ступора на устном экзамене преподаватель всегда сможет вывести.
Компьютер же совсем не всегда может проверить знания. Когда начали разрабатываться самые первые варианты ЕГЭ, среди учителей ходил (как анекдот) такой тест (датировки условные): «В каком году был изобретен пистолет-пулемет Дегтярева: 1942, 1943, 1944-й?» Если бы там были 1942-й, 1932-й и 1955-й годы понятно, что школьник должен знать, было это во время войны, до войны или после. А если можно угадать ответ, смазывается разница между теми, кто знает, а кто нет.
Кто хочет стать миллионером, или В каком веке жил Иван Грозный
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа. Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий. Мы публикуем фрагменты демоверсии ЕГЭ по истории-2006.
Вопросы части "А" напоминают телеигру «Кто хочет стать миллионером?». Это 33 вопроса, к каждому из которых даются 4 варианта ответа.
Например: «Какой ряд дат отражает события внешней политики Ивана IV? 1) 1223 г., 1240 г.; 2) 1478 г., 1485 г.; 3) 1510 г., 1521 г.; 4) 1552 г., 1556 г.». Или: «К начальному этапу Великой Отечественной войны относится 1) Смоленское сражение; 2) Сталинградская битва; 3) битва на Орловско-Курской дуге; 4) Висло-Одерская операция».
Часть "B" состоит из 10 заданий с кратким ответом в виде даты, имени, слова, которые нужно вписать в свободную строчку. Иногда это напоминает отборочный конкурс в том же «Миллионере»:
«Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Дмитрий Пожарский; Б) Алексей Ермолов; В) Михаил Скобелев; Г) Алексей Орлов».
Или: "Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и характером их деятельности. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк. Фамилии: 1) П. М. Третьяков; 2) И. Е. Репин; 3) А. Д. Захаров; 4) М. И. Глинка. Характер деятельности: А) художник; Б) коллекционер произведений живописи; В) композитор; Г) архитектор; Д) издатель книг для народа.
Часть "С" самая трудная и состоит из 7 заданий. При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке в свободной форме.
Например: «Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы». И далее следует фрагмент из постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», с обильными поношениями «пошлых и клеветнических выступлений Зощенко» и «пустых и аполитических стихотворений Ахматовой», которые «ошибочно» опубликованы в журналах «Звезда» и «Ленинград».
Вопросы к тексту постановления такие: «С1: Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период. С2: Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений). С3: На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин принятия данного постановления».
P. S. Подробно с демоверсией ЕГЭ-2006 и с вариантами прошлых лет можно познакомиться на сайте www.ege.edu.ru. Там же черный список сайтов с ложными ответами ЕГЭ.
Кое-что из истории единого госэкзамена по истории
ЕГЭ по истории впервые проводился в 2001 году. Тогда в нем участвовало менее 100 человек. За 4 года число участников составило около 74 тысяч выпускников из 38 регионов страны. В 2004 году «пятерку» (в пересчете на баллы) получили 15,3% учащихся, «четверку» 33,3%, «тройку» 41,7, «двойку» 9, 8%.
|