проекты
/ навигатор
/ абитуриенту / пресса :
НА СЛУХ, НА ВЗГЛЯД И НАОБУМ
Как подготовиться к вступительным экзаменам
Игорь Сергеев
(«Московский Комсомолец», 27. 06. 2005 г.)
Человеческий мозг, считают ученые, может вместить триллион триллионов единиц информации. Это больше, чем содержится во всех энциклопедиях всех библиотек мира. К сожалению, реально человек использует менее одного (!) процента своих мыслительных способностей. Но даже этого, по идее, должно бы с лихвой хватить, чтобы выучить всю школьную программу…
Увы, в жизни все не так. Лишь единицы обладают уникальными возможностями запоминания. Большинству же приходится зубрить скучные правила, формулы и теоремы. А иначе не пройдешь в престижный вуз… Накануне вступительных экзаменов «МК» дает несколько полезных советов абитуриентам.
Определитесь, кто вы, и в зависимости от этого планируйте свой рабочий день. Если «жаворонок» (рано просыпаетесь и рано же ложитесь), то самое благоприятное время для занятий утро и день. Это период вашей максимальной мыслительной активности. Следует подняться часиков в семь утра и заниматься до полудня. Потом небольшой перерыв на обед и снова за учебники до семи-восьми вечера. Оставшееся время лучше всего посвятить отдыху и разгрузке: пообщаться с друзьями, посмотреть телевизор и т.д. Если же вы «сова» (поздно встаете, а ложитесь далеко за полночь), то садиться за книги лучше только днем. Утром можно полентяйничать все равно пользы от зубрежки не будет. Но зато потом следует упорно заниматься до часа-двух ночи. И, разумеется, без развлекаловки TV или дискотек…
Не забывайте про перерывы отдыхайте через каждые 3040 минут (достаточно даже десяти минут, чтобы выпить чаю или поболтать по телефону). Передышка нужна вашим мозгам если сидеть над книжкой несколько часов подряд, то работоспособность снижается в 34 раза. Да и зрению перерыв не помешает…
Разбейте материал на три части. Первая те вопросы, которые вы знаете хорошо. Их достаточно быстро «пробежать» глазами, не особо углубляясь. Этого, как правило, хватает. Вторая часть те главы, в которых имеются существенные пробелы. Их необходимо перечитать целиком, не пропуская абзацы. Третья часть то, чего вы вообще не знаете. Эти вопросы следует учить особенно основательно, повторяя про себя ответы по несколько раз. Кстати, зубрить легче всего маленькими порциями по отдельным абзацам, параграфам или главкам.
Решите, как будете повторять материал все по порядку или по отдельным вопросам. В первом случае легче представить весь объем целиком и соотнести по смыслу его части, второй удобнее для написания шпаргалок.
Готовьте шпаргалки (но не пользуйтесь ими на экзаменах!). Как показал мой собственный опыт, легче запоминать материал, когда пишешь конспекты. А грамотная шпаргалка тот же самый конспект, только в уменьшенном виде.
Ученые определили три способа запоминания: кинематический, аудиальный и визуальный. При первом человек легко осваивает информацию, если переписывает ее «для себя» (в этом и заключается эффективность шпаргалок). Во втором запоминание происходит на слух. Про таких людей говорят «схватывает все на лету». «Аудиалам» не нужно читать учебники достаточно послушать устное объяснение. Именно так учился в школе мэр Лужков не сидел за книжками, а отвечал по «слуховой» памяти. Третий способ визуальный самый редкий. «Визуалы» обладают «фотографическими» способностями они «снимают» тексты целыми страницами и при необходимости «вызывают» их из памяти. Такой дар, говорят, есть у президента Путина: он перед совещаниями один раз прочитывает важные документы и как бы «фотографирует» их, а потом удивляет чиновников подробным знанием вопроса.
Если вы «аудиал», то используйте восприятие на слух, если «визуал» то «на глаз», а если «кинематик» пишите шпоры… Большинство людей, кстати, именно «кинематики».
И последний совет накануне экзамена положите учебники под подушку. Наши бабушки говорили, что во время сна знания сами перетекают в голову…
|