проекты
/ навигатор
/ абитуриенту / пресса :
АБИТУРИЕНТСКА СТРАДА
Не веря в возможность бесплатного обучения, все больше родителей интересуются программами кредитования
Зоя Сухих
(«Независимая газета», 30. 06. 2006 г.)
Если в окончательном выборе вуза многие школьники сомневаются до последнего момента, то будущая специальность им почти всегда известна заранее. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного компанией Begin Group среди старшеклассников и их родителей на выставке «Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка в 2006 году» в Москве, каждый четвертый школьник по-прежнему собирается стать менеджером. В опросе приняли участие более 300 старшеклассников и их родителей, но выборка интересна тем, что выставки в основном посещает наиболее активная часть абитуриентов и особо заинтересованных родителей.
Современный выпускник школы (или его родители) подходит к выбору вуза осознанно и начинает действовать за два года до поступления. Почти для половины абитуриентов и их родителей решающим фактором сегодня являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. По опросу, почти треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются сегодня при выборе наличием интересующих специальностей. Специальность выбирается исходя не из непосредственных пристрастий абитуриента (если любимый предмет в школе химия пойду на химфак), а ситуации на рынке труда. По сравнению с прошлым годом появилось гораздо больше абитуриентов, интересующихся стоимостью обучения. Эксперты связывают это с постепенным сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом. Вообще, к тому, что обучение становится платным, в стране, похоже, начинают привыкать. В целом платежеспособность населения хоть крайне медленно, но все же растет. Растет и популярность образовательных кредитов. Кстати, по данным последних опросов, например, Высшей школы экономики, платить сегодня за высшее образование своих детей готовы уже 89% родителей.
Любопытно, что наличием военной кафедры в вузе теперь интересуются тоже меньше абитуриентов. И больше поступающих школьников спрашивают о международных связях вуза. Как уже говорилось ранее, традиционный интерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется. Однако увеличивается и число абитуриентов, заинтересованных карьерой в области информационных технологий и творческими профессиями архитектурой, дизайном. Интерес к последним двум специальностям эксперты связывают с оживлением на рынке недвижимости и ростом еще больших доходов у богатых людей.
"В последнее время абитуриентам стали менее интересны общие широкие бизнес-специальности, такие как экономист или универсальный менеджер, отмечает Михаил Кнеллер, руководитель проекта «Examen». Тем не менее немало школьников выбирают что-то более конкретное, вроде «PR и реклама», «финансы и кредит», «управление персоналом». Специальность «юриспруденция» уже не кажется старшеклассникам столь привлекательной, как раньше. Технические специальности, которые несколько лет были крайне непопулярны, постепенно начинают набирать вес в первую очередь связанные с информационными технологиями. Московские вузы, хотя и с некоторым запозданием, стараются отвечать вновь возникающим требованиям. Все чаще и чаще проводится набор на такие узкоспециализированные учебные программы, как «менеджмент в химической промышленности», «менеджмент в спорте», «антикризисный менеджмент» и т.д.
|