Новинки истории на Ozonе
Кто мы такие Проекты Т.С.С.И. Форум студентов Истфака МГУ Пишите письма! Поиск по сайту Главный вход Студенты Истфака МГУ

проекты / навигатор / канторович. ранний железный век. лекция 3

Ранний железный век в Западной и Средней Европе (продолжение)

Скифо-сибирская культурно-историческая общность

Общая характеристика

В первых веках I тыс. до н.э. в евразийских степях протянувшихся от Дуная до Монголии, произошел повсеместный переход к кочевому скотоводству и сформировались новы, археологические культуры, которые, при всем своем многообразии, являются составными частями единой культурно-исторической общности (КИО), условно именуемой «скифо-сибирский мир».

Основным отличительным признаком скифо-сибирской КИС является наличие у создавшего ее населения специфического комплекса вещей — так называемой «скифской триады» Составляющие триады — это сходные формы 1) оружия, 2) конского снаряжения и 3) специфического зооморфного прикладного искусства, которое условно называется «скифским (скифо-сибирским) звериным стилем».

При этом в каждом отдельном регионе «скифо-сибирского мира» существовала индивидуальная кочевническая культура, со своим вариантом «скифской триады», связанная с конкретными историческими и природными условиями и соответствующая конкретному этносу или группе этносов. Собственно же скифам, их ближайшим родственникам и подчиненным им племенам принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала — Северное Причерноморье (степь и лесостепь) и частично Северный Кавказ.

Единая скифо-сибирская КИО сформировалась под влиянием следующих факторов:

• сходная среда обитания (степь) и одинаковый "уклад жизни данных культур — кочевое скотоводство (исключение составляет такой компонент скифо-сибирской КИО, как оседлая тагарская культура на Среднем Енисее), определившие близкий уровень социально-экономического развития и сходную политическую систему («военная демократия», перерастающая в раннеклассовое общество);

• мобильность кочевых народов, приводившая к быстрому установлению контактов между культурами данной общности, что усиливалось отдельными крупными степными миграциями (в основном направленными с востока на запад). Это обусловило быстрое распространение по всему поясу степей различных инноваций и, прежде всего, элементов «скифской триады» вооружения и конского снаряжения — важнейших компонентов материальной культуры воина-кочевника, — а также изображений «зверином стиле», преимущественно украшавших именно эти категории вещей.

• общая генетическая подоснова культур «скифо-сибирского мира», связанная с культурами эпохи поздней бронзы — срубной андроновской; соответственно скифо-сибирские культуры были преимущественно ираноязычными и в основном европеоидными. Надо сказать, что отдаленные истоки и корни этого явления можно видеть и в еще более ранних, чем срубно-андроновские, культурных контактах, а именно в связях между древнейшими скотоводами бронзового века — создателями ямной и афанасьевской культур.

Дата большинства культур скифо-сибирской общности: VII — III вв. до н.э.

Основные культуры скифо-сибирской КИО и их ареал

1) Собственно скифская культура в северопричерноморской степи и на Северном Кавказе и связанная с ней культура скифского облика в восточноевропейской лесостепи.

2) «Савроматская» культура в междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги, в Заволжье и Южном Приуралье.

3) Культуры сако-массагетското круга в Средней Азии и Казахстане:

· саки Приаралья

· тасмолинская культура Центрального Казахстана;

· сако-массагетские культуры Памира, Семиречья и Восточного Казахстана.

4) Культуры Южной Сибири, этнонимы создателей которых неизвестны:

· пазырыкская культура Алтая;

· уюкская культура Тувы и близлежащих территорий;

· тагарская культура Минусинской котловины (Средний Енисей).

Скифская культура и культуры скифского облика северопричерноморской степи, лесостепи и на Северном Кавказе

Классическая скифская культура (это наименование используется здесь с целью отличить ее от позднескифской культуры Крыма и Нижнего Поднепровья III в. до н.э. — рубежа III-IV вв.н.э.) датируется серединой VII — началом III в. до н.э.

Ареал ее обозначен в заглавии.

Скифы как особый этнос впервые зафиксированы уже в письменных источниках 670-х гг. до н.э. (данные ассиро-вавилонских текстов), а затем подробно охарактеризованы античными авторами (Геродот и др.). При этом в  науке нет единого мнения о происхождении скифов и скифской культуры. Все многообразие мнений сводится к двум принципиальным позициям:

1) классическая скифская культура приносится скифами в Северное Причерноморье из Центральной Азии в результате одномоментного или двукратного переселения; в ходе этого скифы вытесняют из северопричерноморского региона киммерийцев — первый из восточноевропейских народов, чей этноним нам известен.

2) скифская культура — результат второй экспансии срубной культуры из Поволжья в Северное Причерноморье (в конце II — начале I тыс. до н.э.) и последующего взаимодействия срубников с местным северопричерноморским и северокавказским населением. В ходе этого процесса одним из истоков скифской культуры стала и культура киммерийцев, возникшая еще ранее как результат первой экспансии срубников. Эта версия имеет серьезное антропологическое обоснование.

Исчезновение классической скифской культуры вызвано в первую очередь истребительной экспансией сарматов в III в. до н.э. Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась так называемая позднескифская культура.

Основные памятники классической скифской культуры

Погребения

Основную информацию о классической скифской культуре на всем протяжении ее существования дают погребения и погребально-поминальные комплексы.

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, в конструкцию которых могут также входить дерево, камень, камыш. Как правило, захоронения совершались в ямах, но известны и случаи сооружения склепов на уровне горизонта. Кроме простых ям, хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах и  каменных склепах. В раннее время у скифов, при наличии самостоятельных подкурганных захоронений знати, преобладают впускные погребения в курганные насыпи предшествующих эпох. Со временем сооружается множестве собственно скифских курганов.

Господствует трупоположение (ингумация), что характерно для всех культур эпохи раннего железного века в степях Евразии Погребенный, как правило, лежит на спине в вытянутом положение хотя есть и случаи сгибания ног в коленях — вследствие чего они падают налево/направо. Большинство погребенных обращены головой на запад, меньшинство на восток и в других направлениях.

Крайне редко практикуется кремация на месте — сожжение покойного вместе с деревянной гробницей (главным образом в причерноморской лесостепи). В той же лесостепи известны отдельные захоронения с  инвентарем скифского облика, которые произведены по обряду кремирования на стороне с последующим помещением праха на дно могилы.

В погребениях часто встречаются различные подстилки, ложа, циновки или носилки из органических материалов.

Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, напутственную пищу (в основном это кости мелкого рогатого скота). Человеческие погребения могут сопровождаться конскими. Кроме того, погребения знати могли содержать также захоронения преднамеренно умерщвленных зависимых людей.

Древнейшие из крупных скифских захоронений по данным на сегодняшний день относятся ко 2-й пол. VII в. до н.э. — это Келермесские и Краснознаменские курганы на Северном Кавказе и Мельгуновский (Литой) курган в Поднепровье. Наиболее значительные погребальные памятники скифской и родственной ей скифообразной культуры в VII-VI вв. до н.э. находятся на Северном Кавказе и в лесостепном Северном Причерноморье. Затем, примерно с рубежа VI-V вв. до н.э. центр культур скифского типа перемещается в северопричерноморскую степь. Именно здесь, в Нижнем Поднепровье в IV в. до н.э. сооружаются невиданные ранее по масштабам и богатству курганы вождей и аристократии, получившие название Царских. Среди последних наиболее грандиозны курганы: Солоха, Чертомлык, Огуз и  Александропольский. Возможно, они действительно содержали погребения царей, в т.ч. упомянутых в греческих источниках.

Одновременно культура лесостепного Северного Причерноморья сохраняет скифский облик до рубежа IV-III вв. до н.э., тогда как на Северном Кавказе черты собственно скифской культуры в V-IV вв. до н.э. стираются, что, видимо, свидетельствует об ассимиляции скифов на данной территории местными оседлыми племенами меотской и кобанской культур.

Поселения

В степи, где жили собственно скифские кочевые группы, использовавшие кибитки и юрты, до конца V в. до н.э. почти не было скифских оседлых поселений, исключая Елизаветовское городище на Нижнем Дону и несколько небольших поселений с круглыми и четырехугольными землянками. Действительно крупным скифским поселением стало Каменское городище на Нижнем Днепре (S = 1200 га), функционировавшее в конце V — начале II в. до н.э. и защищенное почти со всех сторон естественными водными преградами, а со стороны открытой степи — земляными валами и рвами. Цитадель городища была дополнительно защищена валом, подпиравшим стену из сырцового кирпича, а также каменной стеной с внутренней забутовкой. Жилищами на городище были четырехугольные землянки и наземные дома (овальные и четырехугольные) со стенами из вертикально врытых бревен, с двускатной крышей и глинобитным очагом. Городище было центром скифского ремесла, в первую очередь цветной и черной металлургии.

В поднепровской лесостепи, где жили подчиненные скифам оседлые племена, было много городищ, самым большим из которых являлось Бельское городище на р.Ворскле конца VII — начала III в. до н.э. Это крупнейшее восточноевропейское городище того времени (площадь более 4000 га). Оно было укреплено рвами, мощными валами и деревянными стенами и  являлось важнейшим торгово-ремесленным центром.

Ведущие элементы материальной культуры

Вооружение

Наступательное

Широко распространены железные колющие мечи и кинжалы -так называемые акинаки. По характеру навершия и перекрестья, по форме ножен они были сходны по всему скифо-сибирскому миру от Дуная до Центральной Азии и различались лишь в оформлении и в материале (у скифов и их ближайших соседей акинаки делались из железа, тогда как восточнее до середины I тыс. до н.э. они часто были бронзовыми).

Типичный скифский акинак изначально имел навершие в виде бруска с четкими углами, но со временем стали популярны также и антенное (порой когтевидное), и овальное навершия. Перекрестье «почковидное», бабочковидное или подтреугольное. Часто рукояти и ножны акинаков украшались в скифском зверином стиле, а наиболее дорогие из них  — также мотивами греческого и переднеазиатского искусства.

Лук — основное оружие дальнего действия у скифов. Скифский лук особый — сигмавидный, длиной от 60 см до 1 м. Он сложный, состоящий из деревянных частей, сухожилий, накладок из кости, рога и коры. Стрелы (длиной 60–70 см) имели наконечники с втульчатым креплением. Наконечники делались в основном из бронзы (гораздо реже — из железа и кости); бронзовые наконечники были сначала двухлопастными массивными, часто с шипом, позднее -трехлопастными, сначала массивными, а затем узкими и высокими. Лук и стрелы носились в колчанах или специальных футлярах — так называемых горитах.

Топоры боевые, или секиры, были железными и имели, как правило, длинный обушок и неширокое лезвие. Применялись также топоры-клевцы с киркообразным обушком и секировидным лезвием.

Копья имели длину 1,7–2,2 м, изредка до 3 м. Их наконечники делались из железа и были сначала удлиненно-лавролистные, позднее более широкие остролистные.

Оборонительное

Основу скифского доспеха составлял панцирь, имевший чешуйчатую структуру: использовались бронзовые и железные пластинки, нашивавшиеся на кожаную основу. Панцирь служил как минимум для защиты груди, как максимум всего корпуса, включая руки и ноги. Применялись также защитные пояса из кожи, иногда с нашитыми металлическими пластинами.

Шлемы — один из важнейших видов скифского доспеха. В раннее время это были бронзовые полусферические каски с ребром по темени и глубоким лицевым вырезом в виде дуг над бровями. Позднее широко применялись башлыкообразные чешуйчатые шлемы с железными пластинками на кожаной основе, а также греческие шлемы, которые порой переделывались скифскими мастерами.

Щиты были кожаными прямоугольными (со скругленными углами), а также деревянными овальными.

Конское снаряжение

Удила в ранний период имели стремечковидное оформление внешних петель, делались из бронзы или железа и соединялись с трехдырчатыми псалиями из тех же материалов или из кости. Затем их сменили кованые железные удила с загнутым внешним концом соединявшиеся с двудырчатыми псалиями из железа или бронзы. Для крепления уздечных ремней служили уздечные бляхи, использовались также нащечники, налобники и наносники, часто оформленные в скифском зверином стиле.

Сосуды

Керамика в скифской культуре лепная. В основном это сфероподобные сосуды — кухонные горшки из грубой глины с примесями и черпаки. Бытует налепной и прочерченный линейный орнамент. Известны также деревянные полусферические ритуальные чаши с золотыми обкладками. Основные металлические сосуды: крупные бронзовые котлы, отлитые в одноразовых глиняных формах; кубки золотые, серебряные и электровые (сплав золота и серебра).

Предметы одежды, туалета и культа

Одежда и украшения

Мужчины, как правило, носили штаны и куртки, мягкие сапожки и башлыки, женщины — длинные платья, башлыки или конические и усеченно-конические головные уборы. Одежда богатых людей украшалась множеством золотых нашивных бляшек. Украшениями служили также бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты.

Зеркала

бронзовые литые. Самые ранние с обратной стороны имеют вид сковородки с поднятыми бортами. Ручка находилась в центре в виде петельки или двух столбиков, увенчанных бляшкой. Затем появились зеркала «ольвийского типа» с длинной боковой бронзовой ручкой, а еще позднее распространились зеркала без бортиков, с боковыми рукоятями, похожими на рукояти скифских мечей, а также с прямоугольными костяными ручками.

Навершия

шестов погребальной повозки или погребального ложа в основном были бронзовые литые, с прорезными погремушками, либо с подвешенными колокольчиками. Они обычно увенчивались головой или фигурой животного.

Основы хозяйства и орудия труда

• Кочевое скотоводство было основой скифской экономики. Сначала практиковалась постоянная подвижность всего населения, без фиксированных зимников и летников (поэтому так много раннескифских впускных погребений в курганах эпохи бронзы) Необходимые продукты питания и ремесленного труда получались военным путем/обменом от соседей-земледельцев. Основной состав стада — лошади и мелкий рогатый скот. Затем появились постоянные зимники и летники, а рядом с ними образовались родовые кладбища, четко определились границы кочевок. Начался процесс постепенного оседания части населения, появились свои поселки и города.

• Земледелия у скифов в северопричерноморской степи сначала вовсе не было, затем оно появилось и играло подсобную роль, и лишь в позднескифской культуре в Крыму оно стало основой хозяйства. В то же время земледелие господствовало у народов, создавших культуру скифского типа в лесостепи. Здесь найдены деревянные плуги (сходные с гальштатскими) и железные серпы -некоторые с наварным стальным лезвием, с рукоятками из кости. Применялись также железные топорики-тесла и железные мотыги.

• Металлургия. Именно с развитием киммерийской и скифской культур связано начало эпохи железа в Восточной Европе. Первоначально, до возникновения Каменского городища основная масса металлических орудий, оружия и уздечных элементов производилась для киммерийцев и скифов оседлыми ремесленниками Лесостепи и Северного Кавказа: именно там в VI-V вв. до н.э. были центры добычи и обработки железа и бронзы. С появлением оседлости у скифов в северопричерноморской степи началось бурное развитие металлургии. Основные центры -Каменское и Елизаветовское поселение — вместе с лесостепными мастерскими снабжали округу всем необходимым.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в горнах ямных и шахтных; порой получали сталь за счет первичного науглероживания в сыродутном горне или в результате преднамеренной цементации. Ковка осуществлялась при высоких температурах в кузнечных горнах с воздуходувными мехами. Обнаружены остатки кузнечного дела молоты, клещи, пробойники, пуансоны, зубила.

Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников. Найдены глиняные и каменные формы, тигли и льячки. Плавильные печи найдены на Бельском и др. городищах. Также производились штамповка и тиснение украшений из золота и серебра.

• В VII-V вв. до н.э. на высочайшем уровне находилась обработка кости и рога. Широко было распространено ткачество. Сырьем служили овечья шерсть, лен, конопля. Был известен вертикальный ткацкий станок с каменными грузиками.

• Торговля велась в основном с греческими колониями в Северном Причерноморье. Вывоз: хлеб (из лесостепи), рабы, шкуры. Ввоз: вино, керамические и металлические изделия (орудия труда, дорогое оружие и украшения).

Искусство скифов по археологическим данным

Зооморфное искусство

Скифский звериный стиль характеризуется определенной унификацией образного репертуара на всем огромном пространстве скифо-сибирской КИО от Дуная до Южной Сибири: это четыре основных группы персонажей: копытные, хищники, птицы и фантастические (синкретические) зооморфные существа. Этим персонажам присущ строго определенный набор символических поз. Данному художественному направлению свойственны специфические приемы стилизации, в первую очередь акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам. Скифский звериный стиль имеет декоративно-прикладной характер и украшает в первую очередь предметы вооружения и конского снаряжения.

В данном искусстве отразились культ солнца, огня, коня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля были, вероятно, заложены и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирской КИО (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории) — отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырех названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

Антропоморфное искусство

Характерной чертой классической скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирской КИО, является наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.

Основная рекомендуемая литература

Авдусин Д. А. Основы археологии. Учебник. М., 1989.

Археология СССР. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.

Граков Б. Н. Скифы. М., 1971.

Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982.

Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976.

:: В двух словах

Канторович Анатолий Робертович.

Ранний железный век.

Лекции на I курсе.


Увидели ошибку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Ошибка будет наискорейшим образом исправлена!

 
Искать на Озоне






[ Главный вход | Кто мы такие | Проекты | Форум | Карта сайта | Поиск по сайту | Пишите письма ]
  © 2002-2017 Творческий Союз Студентов-Историков МГУ им. М. В. Ломоносова. Организатор сайта А. Бакушин.
     Друзья, пожалуйста, поддержите сетевое сообщество tssi.ru!
Rambler's Top100