Новинки истории на Ozonе
Кто мы такие Проекты Т.С.С.И. Форум студентов Истфака МГУ Пишите письма! Поиск по сайту Главный вход Студенты Истфака МГУ

проекты / навигатор / программы:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Н.Б. Селунская

Развитие исторической науки характеризуется бурными изменениями познавательных средств и приемов исторического исследования. На рубеже ХIХ-ХХ столетий формируется самостоятельная область научного знания — методология истории, истоки которой — в синтезе историографии и философии истории. В современных условиях особенно очевидна необходимость систематизации и обобщения результатов специальной разработки методологических проблем научного познания, ориентированной на исследовательскую практику историков, на усиление их методологической подготовки *.

Предметом курса является методология как специальное учение о методах научного исторического познания применительно к исследовательской практике.

В задачи курса входит показ неразрывности связи теории и методов исторического познания как в процессе генезиса, так и современного развития историографии и философии истории, характеристика современных трактовок основных проблем теории и методологии исторической науки, их места и роли в историческом исследовании, воздействия на историческую концепцию и историческое объяснение.

Целью данного курса является расширение методологического знания нового поколения историков, формирование у студентов системного и целостного представления об основных проблемах методологии науки, о специфике их постановки и решения в исторических исследованиях.

Структура курса предполагает выделение ряда разделов, посвященных как истории и источникам формирования методологии истории, так и основным тенденциям современного развития методологии истории; характеристике объекта и предмета истории как науки, исторического времени и пространства, особенностей процесса исторического познания, наконец, природы исторического знания и проверки его истинности.

Содержание курса во многом определяется современным состоянием историографии в области разработки как общей, так и конкретной методологии истории представителями мирового исторического сообщества, различных национальных школ и направлений. Это определяет широкомасштабный подход к анализу тенденций развития методологии истории, показ многообразия существующих трактовок основных проблем теории и методологии истории и стилей исторического исследования, а также необходимость выявления определяющих на современном этапе развитие методологии авторитетных и новых научных течений и школ.

Содержание курса, его цели и задачи определяют круг рекомендуемой литературы, которая включает оригинальные сочинения методологического и философско-исторического содержания, историографические исследования по проблемам общей и конкретной (проблемной) методологии, публикации в периодических изданиях, дающие представление о современных методологических подходах, новых методологических течениях, историографических школах в области методологии истории.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ

1. Общие проблемы методологии науки

Место и роль методологии науки на современном этапе общественного развития. Структура научного исследования и научно-познавательного процесса. Виды познавательной деятельности и типология знания. Теория как высшая форма научного знания. Структуры и уровни теорий, их классификация. Функции научных теорий. Связь научных теорий с методами исследования.

Метод как теоретически обоснованное средство познавательной деятельности. Структура метода. Роль метода в научном исследовании и его значение для перспектив развития науки, углубления познавательного процесса.

Методы научного исследования как показатель уровня развития науки. Классификация научных методов.

Взаимосвязь гносеологии, эпистемологии и логики с методологией научного познания. Формирование методологии науки в самостоятельную сферу исследования. Предмет и функции методологии истории. Структура предмета методологии истории.

2. Источники, основные тенденции и этапы формирования методологии истории

Основные понятия методологии истории

Типология философий истории. Общие тенденции развития философии истории — от философии истории человечества к теории исторического познания и исторического знания.

Изучение специфики объекта и предмета истории. Вопросы классификации наук. Понятие “исторического”.

Изучение “мира духа”, специфики исторического познания. Изучение форм мысли, проблем исторического знания.

Методология и историография

Теоретико-методологические основы исторических концепций, их эволюция. Преемственность в развитии методологии истории. Понятие “научных революций” (Т. Кун). Дискуссии о феномене “кризиса” в историографии и его роли в развитии методологии исторической науки.

Типология историографии. Тенденции развития историографии — от “первоначальной” событийной истории к “фило-софской” истории (Г. Гегель).

Основные этапы развития историографии.

Генезис исторической науки. Архаическая мифология и героический эпос. Первые попытки мифологической формы исторического сознания.

Античное мировидение: природа и история. Вселенная и Человек в ней, общество и индивидуум. Прагматическая история

Средневековая историография: от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Возрождение и развитие античных традиций. От провиденциализма к рациональному видению прошлого.

Историография нового времени. Формирование научного подхода в изучении прошлого. Историография Просвещения. Позитивизм.

Марксизм. Религиозно-мистическая философия истории. Неокантианство. Модернизм.

3. Современные тенденции развития методологии истории

Сциентический и культурологический подходы в историографии.

Движение за аналитическую междисциплинарную историю. Квантификация в изучении истории.

Возрождение нарратива в историографии и методологии истории. Пост­модернизм.

Соотношение тенденций дифференциации и интеграции научного знания и их воздействие на предмет исторической науки. Появление новых областей истории. История повседневности, устная история, микроистория, гендерная история, история ментальностей.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. МЕСТО ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ НАУК

1. Особенности объекта исторического познания

Понятие исторического процесса. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой природы. Характеристики исторического процесса: историческое пространство и историческое время.Концепции исторического времени представителей различных методологических школ и течений.

Структурные уровни исторического процесса: прошлое, настоящее и будущее.

Уникальность и повторяемость в историческом процессе, причинная обусловленность, закономерность.

Общее и особенное в истории. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании.

Типология исторических явлений. Событие, структура, процесс. Их взаимодействие. Понятие целостности и ее трактовка представителями различных методологических течений.

Единство субъективного и объективного в историческом процессе. Субъективность и ее виды. Роль субъекта в историческом процессе. Человеческое поведение и мотивация поступков.

2. Место истории в системе наук

Проблема классификации наук. Место истории в системе наук. Функции исторической науки. Историческое сознание. Историческая память.

Объект и предмет истории в трактовке марксистской историографии. Интегральный характер предмета истории.

Современные дискуссии о предмете истории и ее месте в системе наук. Представители школы “Анналов” о предмете истории. Структуралистская концепция “общества как целостности”. История ментальности как основа трактовки предмета истории на современном этапе развития историографии. “Научная” история о предмете, задачах и функциях истории. Постмодернисты об истории как части культуры. Соотношение истории и литературы, противопоставление истории науке и политике в концепциях постмодернистов.

3. Историческое познание и его особенности

Возможность научного познания прошлого. Научное познание как форма социального отражения. Ретроспективность исторического познания. Этапы исторического познания. Специфика реконструкции объекта в историческом познании. Современные дискуссии по проблемам исторического познания.

Основны проблемы методологии исторического познания

Онтологический аспект рассмотрения исторических источников как явлений исторической действительности. Закономерности возникновения и эволюции типов и видов исторических источников. Субъективно-социальная и субъективно-индивидуальная природа исторических источников. Проблема классификации исторических источников.

Исторический источник в свете учения об информации. (Концепция И.Д. Ковальченко). Понятие социальной информации как знания и как результата отражения объективной действительности. Прагматический, аксиологический, семантический и синтактический аспекты рассмотрения информации, информационного процесса. Соотношение объективного и субъективного в социальной информации. Фиксированная и нефиксированная информация и проблемы ее достоверности.

Информационная неисчерпаемость исторического источника. Методологический смысл понятий “выраженная” и “скрытая” информация. Проблема повышения информативной отдачи исторических источников.

Трактовки исторического источника и исторической информации представителями “научной” истории. Историческая информация в концепциях постмодернистов.

Исторический факт и его интерпретации в современной историографии

Марксистская концепция исторического факта в контексте проблемы соотношения бытия и сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме исторического факта. Категории исторических фактов. Факты исторической действительности, факты исторического источника, научно-историчес-кие факты, их характерные черты и отличия. Понятия простого и сложного исторического факта. Научно-исторические факты как отражение сознанием историка исторической реальности. Роль субъективно-индивидуальных и субъективно-социаль­ных факторов в формировании научно-исторических фактов.

Исторический факт в концепциях классического позитивизма. Противопоставление исторического факта естественнонаучному в субъективно-идеалистических трактовках исторического факта.

4. Методы исторического исследования

Общенаучные методы и их место в историческом исследовании

Исторический и логический методы. Историческое пространство и время как онтологическая основа исторического и логического методов в историческом познании. Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности, “по горизонтали” и “по вертикали”. Функции логического метода в историческом исследовании. Значение исторического метода в познании прошлого. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания. Исторический и логический методы в практике конкретно-исторических исследований.

Абстрактное и конкретное в процессе научно-исторического познания. Способы и варианты абстрагирования.

Измерение и описание как способ выражения свойств изучаемых объектов в процессе исторического познания.

Классификация и типологизация в исторических исследованиях.

Системный подход и системный анализ, значение системности в исторических исследованиях. Понятие системы, ее строение, структура и функционирование. Уровни иерархии систем. Координация и субординация. Структурный и функциональный анализ систем. Системный подход в практике конкретно-исторических исследований.

Проблемымоделированияв историческом исследовании. Дискуссии в современной отечественной и зарубежной историографии по проблемам моделирования в истории. Цели моделирования, его этапы и типы моделей. Опыт применения моделирования в исторических исследованиях.

Методы исторического познания

Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.

Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Использование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.

Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.

Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследованиях.

5. Концепции исторического объяснения и понимания

Виды исторических объяснений. Мотивационные и каузальные модели объяснения. Попытки построения интегральных объяснительных моделей. Объяснительные модели в концепциях “тотальной” истории.

Формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Формационный подход в современной отечественной и зарубежной историографии. Концепции цивилизационного подхода в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Современный опыт применения цивилизационного подхода в отечественной и зарубежной историографии.

Концепции “понимания” истории. Постмодернизм о понимании и объяснении в истории.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Типы и уровни исторического знания

Эмпирическое и теоретическое знание. Понятия явления и сущности как основа получения двух типов исторического знания. Источниковое и внеисточниковое знание.

Особенности эмпирического уровня исторического познания. Логические основания эмпирического знания. Реконструкция исторической реальности через описание. Научное описание и идеографизм. Формы исторического описания.

Объяснение как средство познания на теоретическом уровне и как логическая процедура. Виды исторических объяснений.

Гипотезы, понятия, теории как форма выражения знаний. Идея как основное ядро теоретического знания. Научная теория — завершенная форма теоретического знания. Системность, всеобщность и логическая непротиворечивость — свойства научной теории. Дискуссии о теоретической истории.

2. Роль понятий и категорий в историческом исследовании

Понятие как форма выражения научных знаний. Взаимосвязи между объемом и содержанием понятий. Классификация понятий.

Категории и их роль в науке. Типы и уровни категорий. Функции и значение категорий как обобщенного знания и средства возникновения нового знания. Изменение содержания понятий, категориального аппарата в процессе развития исторической науки. Проблема поиска общего научного языка в историческом сообществе. Современные дискуссии об основных понятиях социальной, экономической, политической и культурной истории.

Междисциплинарный характер исторического знания. Роль историзма в интерпретации понятий и категорий.

Роль интуиции и воображения в процессе формирования исторического знания. Психологические и логические механизмы формирования интуитивного знания. Интуитивное и логическое в творчестве историка. Гипотетический характер интуитивного знания.

3. Проблема истинности исторического знания

Критерии истинности. Дискуссии о критериях истинности исторического знания. Эмпирическая верификация гипотез. Фальсификация как проверка истинности знания через доказательство его ложности. Практика исторического процесса как критерий истинности знания.

Проблема ценности и оценки в истории. Объективная ценность и субъективная оценка исторического знания.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

Барт Р. Мифологии. М., 1996

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 1-3. М., 1986-1992.

Гадамер Х.Г. Истина и метод. Оновы философской герменевтики. М., 1988.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1871.

Кареев Н. Теория исторического знания. СПб., 1913

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2. СПб., 1910-1913.

Леви-Стросс К.Структурная антропология. М., 1985.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС. Т. 19.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Избр. философские произведения в 5 тт. Т. 1. М., 1958.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1995.

Философия истории. Антология. М., 1995 (серия “Обновле­ние гуманитарного знания в России”).

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Хайдегер М. Время и бытие. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы (любое издание).

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 21.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 20.

Литература

Барг М.А. Категории и методы исторической науки М., 1984

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа “Анналов”. М., 1993.

Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. М., 1994.

Иванов Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития (Заметки о необходимости обновленных подходов) // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119). М., 1995.

Количественные методы в советской и американской историографии. М., 1984.

Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллин, 1980.

Лотман Ю.Н. Избранные статьи. Т. 1-3. Таллинн, 1992-1993.

Материалы обсуждения методологических проблем исторической науки // Новая и новейшая история, 1995, № 1, 3, 5, 6; 1996, № 1-4, 6; 1997, № 1-3.

Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история и метод. М., 1996.

Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск, 1981.

Одиссей. Человек в истории. Сб. ст. 1989-1996. М., 1989-1996.

Современная зарубежная немарксистская историография (Критический анализ). Под ред. В.Л. Малькова. М., 1989.

Современные методы преподавания новейшей истории // II cеминар “Методология и средства современного исторического исследования”. М., 1996.

Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

Цивилизации. Вып. 1-4. М., 1992-1997.

 


* Программа курса является дальнейшей разработкой концепции академика И.Д. Ковальченко, инициировавшего постановку курса “Методологические проблемы исторических исследований” на Историческом факультете МГУ, автора монографии “Методы исторического исследования” (М., 1987).

 

 :: Ценные сведения
Предмет:
Методологиские проблемы исторической науки

Актуальность материала:
конец XX-начало XXI вв.

Комментарий:
Программа общего курса лекций по методологии для студентов 4-го курса истфака МГУ.

Выверено по изданию «Историческое образование. Программы общих курсов» (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 512 с. - (Instrumenta studiorum).

По предмету сдают реферат и зачёт.

Увидели ошибку?
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Ошибка будет наискорейшим образом исправлена!

 
Искать на Озоне






[ Главный вход | Кто мы такие | Проекты | Форум | Карта сайта | Поиск по сайту | Пишите письма ]
  © 2002-2017 Творческий Союз Студентов-Историков МГУ им. М. В. Ломоносова. Организатор сайта А. Бакушин.
     Друзья, пожалуйста, поддержите сетевое сообщество tssi.ru!
Rambler's Top100