проекты / навигатор / программы:

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Е.Ф. Шичалина

Цель курса — формирование навыков профессионального отношения к устному и письменному слову. Курс предполагает изучение основных этапов развития и формирования риторической науки от античности до наших дней. Основные положения и категории риторики рассматриваются на основе анализа классических образцов античной и русской риторики. В курсе лекций подчеркивается национальный характер риторики: античные и византийские риторические памятники приводятся как основные источники, на базе которых сформировалась русская риторика. Лекции адресованы студентам-историкам, чья профессиональная деятельность предполагает владение публичной аргументацией.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Возникновение ораторского искусства в Греции и формирование риторики как науки

Понятие "риторика". Дефиниции риторики. Предмет риторики. Основные этапы развития:

VIII в. до н.э. - середина V в. до н.э. Гомер. Пифагор. Перикл.

V в. до н.э. Софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик. Виды красноречия: совещательное, судейское, эпидейктическое. Основные центры: Афины, Великая Греция. Риторическая школа. Первые учебники. Тисий и Корак. Логограф Лисий. Речи устные и письменные: Исократ и Алкидамант. Риторика и философия: Платон.

IV в. до н.э. - II в. до н.э. Практическое красноречие и политика. Демосфен. Теория риторики. Так называемая "Ри-торика к Александру" Анаксимена. "Поэтика" и "Риторика" Аристотеля. Обобщение риторического опыта в труде Гермагора.

I в. до н.э. - I в. н.э. Расцвет ораторского искусства в Древнем Риме. "Риторика к Гереннию". Цицерон. Теоретические сочинения Цицерона: "Об ораторе", "Брут", "Оратор". Квинтилиан. "Воспитание оратора".

I в. н.э. - II в. н.э. Вторая софистика: Дион Хризостом, Герод Аттик, Элий Аристид. Теоретическое сочинение Гермогена.

IV в. н.э. Языческая риторика (Либаний, Фемистий, Гимерий). Христианская риторика. Развитие гомилетики. Каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин (Богослов), Григорий Нисский. Иоанн Златоуст.

Основные этапы развития русской риторики

Культурные компоненты русской риторики: античная риторика; византийская риторика; риторики Средневековья, Возрождения и Постренессанса; испанская риторика; польская риторика.

Локальные ареалы, где создавались первые риторики: северо-восточный (Вологда, Ростов Великий, Москва), северо-западный (Новгород и монастыри вокруг него), северный (старообрядческое Выгорецкое общежительство), юго-запад-ный (Киев, Чернигов).

Риторические традиции Киево-Могилянской и Славяно-Греко-Латинской Академии.

Основные этапы формирования индивидуально-художест-венного стиля: 1) с XI в. по середину XVII в.; 2) с середины XVII в. по последнюю четверть XVIII в.; 3) с 70-х годов XVIII в. по настоящее время.

Первая русская "Риторика" ("Риторика" Макария). "Риторика" М.И. Усачева. Учение о "трех родах глаголания".

"Риторическая рука" Стефана Яворского (Перевод на "словенский" 1705 г.) и "Риторика" Феофана Прокоповича. Учение о литературном языке. О подражании. О стилях.

Стилистическая теория В.К. Тредиаковского. Понятие нормы, употребления и вкуса в условиях русско-старославянского двуязычия.

М.В. Ломоносов. Стилистическая теория. О соотношении книжных, славянских и народно-русских элементов в русском национальном языке. "Российская грамматика". "Краткое руководство к красноречию".

Филологическая деятельность Академии в конце XVIII - начале XIX вв. "Риторики" А.С. Никольского и И.С. Рижского. Работы по красноречию А.С. Шишкова.

Университетская школа красноречия: А.А. Барсов. "Прави-ло высшего красноречия" М.М. Сперанского.

Проблемы красноречия в риториках XIX века. Изменение принципов различения стилей. Н.Ф. Кошанский. "Общая риторика". "Частная риторика".

Вторая половина XIX - начало XX вв.:

- русское судебное красноречие;

- военное красноречие;

- академическое красноречие;

- политическое красноречие;

- гомилетика.

Становление нормы современного русского литературного языка. Понятие нормы. Устойчивость и изменяемость нормы. Основные словари.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Источники искусства оратора: природная одаренность, системное изложение правил (учебники, риторы), упражнение (школы, практика), подражание образцам.

Цели красноречия: убедить, взволновать и побудить, усладить.

Виды красноречия в соответствии целям.

Пять частей риторической разработки речи:

- нахождение (инвенция);

- расположение;

- словесное выражение;

- запоминание;

- произнесение.

  1. Нахождение. Постановка вопроса. Классификация вопросов. Учение о статусах: установления, определения, оценки, отводы. Схема инвенции: "нравы" (этос), аргументы (логос), "страсти" (пафос);

а) "нравы": понятие этической нормы (нравственные, моральные, правовые и технические нормы речи); ораторские "нравы"; честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность;

б) аргументы: понятие риторического аргумента; построение и состав аргумента: топос, схема и редукция: внешние и внутренние топосы. Силлогизм, энтимема, эпихерема, дилемма, сорит, пример, индукция. Квазилогические схемы: хрии. Правило отбора и расположения аргументов.

в) "страсти": учение о патетике. Понятие литературного пафоса. Риторическая эмоция.

2. Расположение: вступление; основная часть (повество-вание); заключение;

Цели вступления в соответствии с предметом речи.

Виды вступлений: обычное; с ораторской предосторожностью; ex abrupto; полемическое вступление; вступление-"исхищрение" (insinuatio).

Основная часть. Главные требования: ясность, краткость, правдоподобие. Порядок изложения, мера, соответствие. Вкус. Гомеровская последовательность.

Заключение. Подведение итога вышесказанному. Амплификация. Возбуждение сострадания или негодования.

3. Словесное выражение. Главные требования: правильность, ясность, уместность, благозвучие. Учение об отборе слов. Учение о сочетании слов. Учение о фигурах: фигуры мысли и фигуры речи. Тропы.

4. Запоминание. Память природная и искусственная. Приемы развития памяти. Уместность использования "записей" в докладах, лекциях, отчетах.

5. Произнесение. Техника речи: дыхание, голос, дикция. Мимика и жест.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Риторика. Хрестоматия. Сост. В.И. Аннушкин. Пермь, 1994.

Русская риторика. Хрестоматия. Автор-сост. Л.К. Граудина. М., 1996.

Аверинцев А.А. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994.

Аннушкин В.И. Первая русская "Риторика". М., 1989, "Знание", № 8.

Античные риторики. М., 1978.

Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. М., 1977.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей. М., 1970.

Вомперский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М., 1988.

Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. // Античная поэтика. М., 1991.

Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления. М., 1973.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. М., 1976.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи лектора. М., 1983.

Кошанский Н. Общая риторика. СПб., 1829.

Кошанский Н. Частная риторика. СПб., 1832.

Никольская С.Т. Техника речи. М., 1976.

Панов М.В. История русского литературного произношения XVII-XX веков. М., 1990.

Поварнин С.И. Искусство спора: о теории и практике спора. Пг., 1918, 1923.

 

 :: Ценные сведения
Предмет:
Основы ораторского искусства

Актуальность материала:
конец XX-начало XXI вв.

Комментарий:
Программа общего курса лекций по истории и теории ораторского искусства для студентов 2-го курса истфака МГУ.

Выверено по изданию «Историческое образование. Программы общих курсов» (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. - 512 с. - (Instrumenta studiorum).

По предмету принимается зачёт.