проекты / история студенчества

А. Ю. Володин

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ / NOSCE TE IPSUM
(Студенты о студентах)

Человеческая память хрупка. Ее стойкость к общественным катаклизмам часто лишь видимость. Время идет и мы теряем память о том, что важно. С каждой минутой будто кусочки смальты выпадают из огромной мозаики. С каждым годом мы можем различить все меньше и меньше портретов, можем вспомнить лишь о немногих. Можно сказать, что история делает выбор, что лучшие остаются в памяти. Но сразу возникает вопрос: а только ли “лучшие” делают историю и не мы ли по своей лености забываем о тех, кто достоин памяти, кто достоин своей истории? «Человека забыли!» - может вскрикнуть читатель трудов, испещренных “законами” и “тенденциями”. Сегодня мы с легкостью говорим о народах и государствах, принимая “среднестатистическое” за жизнь. Мы склонны забывать, что за сухими цифрами статистики стоят живые люди, со своими судьбами, со своей историей. История человека - это его память, а память - это его конкретная история. Замечательный советский психолог С.Л. Рубинштейн утверждал, что «сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но имеет свою историю».

«Предмет истории, - как писал В.О.Ключевский,- то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, изучаем внуков, т.е., изучая предков, изучаем самих себя. Без знания истории мы вынуждены признать себя случайностями, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы и жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».

Современная атмосфера часто толкает нас на оценку прошлого с позиций настоящего. Мы попытались избежать мировоззренческих оценок. Это отнюдь не значит, что авторы не выражали своей позиции. В этом вопросе мы руководствовались формулой А. Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Наша же цель была не столько оценить, сколько узнать и понять наших предшественников, людей, которые также как и мы сознательно избрали историю своим делом, а иногда подвигом жизни.

«Россия слишком мало известна русским», - столь неутешительной была оценка знаний о самих себе, данная Пушкиным в “Записке о народном просвещении”. Это был упрек и образованию, и лености к самопознанию. Действительно, как часто яркое желание узнать затухает со взором на работу необходимую для удовлетворения этого желания. А тем временем без этого труда мы можем уже сегодня потерять то немногое из знания, опыта, памяти о прошлом, что еще доступно, так как последние свидетели еще живы. В свидетелях живут события прошлых лет, отказывать в памяти этим событиям мы не можем.

Исследование, проводимое Творческим Союзом Студентов-Историков путем анкетирования и интервьюирования в рамках исследовательской программы «Студенты Истфака МГУ. 1934-2004», направлено на сбор и обработку воспоминаний, разнообразных исторических документов (в том числе фото- и фонодокументов).

Наша цель показать “живую историю”: историю живых людей, их житейских отношений, их быта. Исторические факты при таком подходе нас интересуют с двух точек зрения - с онтологической и с феноменологической. Нам интересно не только: как было, но и как то, что было, виделось современникам. Иначе говоря, наши вопросы: как и чем жил студент Истфака МГУ и что он об этом думал .

Статьи сборника - это дань памяти всем нашим предшественникам, трудами которых мы вырастаем и начинаем творить сами. И этот труд мы считаем долгом перед нашими учителями.

Предполагаемая структура будущего сборника

ПРОБЛЕМЫ (социальный состав, формы обучения, кафедры и отделения, темы, быт студентов, творчество студентов).

БИОГРАФИИ.

ИСТОЧНИКИ (воспоминания, студенческий фольклор, художественное творчество с комментариями).

 

 :: В двух словах
Исследовательская программа «Студенты Истфака МГУ. 1934-2004», направлена на сбор и обработку воспоминаний, разнообразных исторических документов (в том числе фото и фонодокументов).