проекты
/ история
студенчества
А.
Ю. Володин
ПОЗНАЙ
САМОГО СЕБЯ / NOSCE TE IPSUM
(Студенты о студентах)
Человеческая память хрупка. Ее стойкость к общественным
катаклизмам часто лишь видимость. Время идет и мы теряем память
о том, что важно. С каждой минутой будто кусочки смальты выпадают
из огромной мозаики. С каждым годом мы можем различить все меньше
и меньше портретов, можем вспомнить лишь о немногих. Можно сказать,
что история делает выбор, что лучшие остаются в памяти. Но сразу
возникает вопрос: а только ли “лучшие” делают историю и не мы
ли по своей лености забываем о тех, кто достоин памяти, кто достоин
своей истории? «Человека забыли!» - может вскрикнуть читатель
трудов, испещренных “законами” и “тенденциями”. Сегодня мы с легкостью
говорим о народах и государствах, принимая “среднестатистическое”
за жизнь. Мы склонны забывать, что за сухими цифрами статистики
стоят живые люди, со своими судьбами, со своей историей. История
человека - это его память, а память - это его конкретная
история. Замечательный советский психолог С.Л. Рубинштейн утверждал,
что «сущность человеческой личности находит свое завершающее
выражение в том, что она не только развивается как всякий организм,
но имеет свою историю».
«Предмет истории, - как писал В.О.Ключевский,- то в прошедшем, что не проходит, как наследство,
урок, неконченый процесс, как вечный закон. Изучая дедов, изучаем
внуков, т.е., изучая предков, изучаем самих себя. Без знания истории
мы вынуждены признать себя случайностями, как и зачем мы пришли
в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться,
механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают
по законам природы и жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».
Современная атмосфера часто толкает нас на оценку прошлого с позиций
настоящего. Мы попытались избежать мировоззренческих оценок. Это
отнюдь не значит, что авторы не выражали своей позиции. В этом вопросе
мы руководствовались формулой А. Кушнера: «Времена не выбирают,
в них живут и умирают». Наша же цель была не столько оценить, сколько узнать и понять наших предшественников, людей, которые также как и мы сознательно избрали историю своим делом, а иногда подвигом жизни.
«Россия слишком мало известна русским», - столь неутешительной была
оценка знаний о самих себе, данная Пушкиным в “Записке о народном
просвещении”. Это был упрек и образованию, и лености к самопознанию.
Действительно, как часто яркое желание узнать затухает со взором
на работу необходимую для удовлетворения этого желания. А тем временем
без этого труда мы можем уже сегодня потерять то немногое из знания,
опыта, памяти о прошлом, что еще доступно, так как последние свидетели
еще живы. В свидетелях живут события прошлых лет, отказывать в памяти
этим событиям мы не можем.
Исследование, проводимое Творческим Союзом Студентов-Историков путем
анкетирования и интервьюирования в рамках исследовательской программы
«Студенты Истфака МГУ. 1934-2004», направлено на сбор и обработку
воспоминаний, разнообразных исторических документов (в том числе
фото- и фонодокументов).
Наша цель показать “живую историю”: историю живых людей, их житейских
отношений, их быта. Исторические факты при таком подходе нас интересуют
с двух точек зрения - с онтологической и с феноменологической. Нам
интересно не только: как было, но и как то, что было, виделось современникам.
Иначе говоря, наши вопросы: как и чем жил
студент Истфака МГУ и что он об
этом думал .
Статьи сборника - это дань памяти всем нашим предшественникам, трудами
которых мы вырастаем и начинаем творить сами. И этот труд мы считаем
долгом перед нашими учителями.
Предполагаемая
структура будущего сборника
ПРОБЛЕМЫ
(социальный состав, формы обучения, кафедры и отделения, темы, быт
студентов, творчество студентов).
БИОГРАФИИ.
ИСТОЧНИКИ (воспоминания, студенческий фольклор, художественное творчество
с комментариями).
|